Тест: Съёмка. Основы построения кадра.

Mak_Sim аватар

(с) Максим Бухтеев

Я сделал тест из 20-ти вопросов по основам операторского искусства. Теория и практика построения кадра. Технологическая культура. Проверьте себя.

Съёмка. Основы построения кадра.


    Инструкция
  1. Крупный план это:
    Голова мыши
    Кольцо на пальце
    Ни один из двух перечисленных

  2. При съёмке диалога один из героев начал двигаться в сторону. Линия взаимодействия:
    Не двигается, так как камера неподвижна
    Меняет угол
    Всё зависит от замысла режиссёра

  3. Восприятие зрителем объекта съёмки больше всего зависит от:
    Освещения
    Контекста (фона)
    Угла съёмки

  4. Во время съёмки вдруг резко меняются условия, сильно влияющие на видеоматериал (например, солнце зашло за тучу). Режиссёр никак не реагирует на это событие. Оператор:
    Должен немедленно остановить съёмку, так как он отвечает за качество
    Должен снять дубль до конца и сказать о случившемся режиссёру
    Поставить соответствующую отметку в документации, чтобы на монтаже предприняли меры для исправления

  5. При съёмке репортажа один из героев вдруг немного «выпал» из кадра.
    Оператор должен как можно быстрее скорректировать план, чтобы этого не повторилось.
    Можно ничего не делать – ведь это не сильно влияет на восприятие сцены.
    Если данное событие не является случайным и будет повторяться, то оператор медленно и плавно корректирует план.

  6. Оператор знает, что в ходе постановочной съёмки герою предстоит довольно быстро переместиться после продолжительного статичного положения. Наилучшее решение в данной ситуации:
    С самого начала оставить место для перемещения, чтобы герой не выпал из кадра
    Скорректировать план за некоторое время до перемещения из статичного положения
    Плавно сопроводить героя, заранее отрепетировав момент выхода из статики

  7. У нас есть отснятый кадр. Высоту объектива и наклон камеры, которой его сделали, можно определить по:
    Теням и их расположению относительно объекта съёмки
    Угловой скорости объектов относительно наблюдателя
    Углу схождения параллельных линий, ограничивающих тот или иной объект (например, здание, дорога)

  8. Нужно снять действие – нажатие рукой кнопки. Наиболее «монтажный» вариант съёмки:
    Выход руки из-за границы кадра. Нажатие кнопки. Уход руки за кадр.
    Только нажатие кнопки – ничего лишнего снимать не надо.
    Выход руки из-за границы кадра. Нажатие кнопки. Всё остальное всё равно отрежется на монтаже.

  9. Если в кадре есть несколько объектов, то задача оператора:
    Дать возможность зрителю все их рассмотреть
    Выстроить кадр так, чтобы выделить значимые элементы
    Объект съёмки может быть только один

  10. Снимаемое здание будет смотреться интереснее если:
    В кадр попадают две стороны здания
    Снимать его «живой камерой»
    Всё здание входит в кадр

  11. Камера выровнена по горизонтали. Если установить её на уровне глаз актёра, то линия горизонта будет:
    Выше уровня глаз актёра
    Ниже уровня глаз
    На уровне глаз

  12. При съёмке с нижней точки человек в кадре будет казаться:
    Больше
    Моложе
    Меньше

  13. Чтобы изменить соотношение размеров объектов в кадре надо:
    Изменить передний план
    Работать трансфокатором (наезд/отъезд)
    Изменить расстояния от объекта до камеры (приближение/удаление)

  14. Открытый кадр:
    Заставляет зрителя додумывать изображение, не вошедшее в кадр
    Кадр, снятый с максимально открытой диафрагмой
    Кадр, содержащий незаконченное движение объекта

  15. Особенность бинокулярного зрения человека:
    Широкий обзор
    Возможность определения расстояния до объекта и его скорости
    Определение положения в пространстве

  16. В западной культурной традиции движение взгляда зрителя по экрану идёт:
    Скачкообразно по спирали от центра
    По диагонали слева направо
    Из центра к границам кадра

  17. Наиболее удобная фигура для работы с композицией кадра:
    Квадрат
    Треугольник
    П-образная рамка

  18. В кадре есть элемент, чётко ограниченный двумя вертикальными линиями (например, дверной проём). Лучший вариант кадрирования:
    Вывести линии за границу кадра
    Оставить линии на равном расстоянии от границ кадра
    Сместить линии относительно границ кадра

  19. На визуальное равновесие кадра влияют:
    Визуальная значимость и направление движения объектов
    Только направление движения объектов
    Только контраст объектов

  20. Наиболее близок к «золотому сечению» формат кадра:
    16:9
    4:3
    2,35:1

    
Вверх
Отметок "нравится": 2424
Ваша оценка: Нет Рейтинг: 5 (4 голоса)

Комментарии

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
piromancer аватар

Re: Тест: Съёмка. Основы построения кадра.

Никогда не любил тесты Smile

В корне не согласен с 13 вопросом. В остальных тоже есть способы толкования, например, на вопросы «что лучше» или «что выразительнее», когда речь идет о съемке, ответ один — то, что больше всего отвечает художественной задаче.
Но 13 вопрос совсем ни о чем. Давайте возьмем нормальные условия. Понятно, что если мы отойдем на 100 метров и приблизимся вплотную, то масштаб объектов изменится. Но если мы снимаем на длиннофокусный объектив с достаточного расстояния, то приближение-удаление на пару метров незначительно изменит соотношение размеров объектов на разных планах.
Правильный ответ, на мой взгляд, сменить объектив (воспользоваться трансфокатором) и поменять положение камеры в пространстве (подойти или отойти), чтобы сохранить масштаб одного из планов, а засчет изменения перспективы.

Постулат из 16-го вопроса уже много веков подвергается сомнениям (порой, тщательно научно проработанным и обоснованным). Ну и в третьем вопросе тоже все не может быть так категорично.

Не думайте, что я псих Smile Просто не люблю тесты за категоричность. А порой это приводит к серьезным последствиям. Например, когда новостным операторам дают жесткую установку, что в каждом материале должны быть кадры "с рук", обязательно несколько кадров с широкоугольной насадкой (которая часто дает мерзкую зеленую виньетку), и все снято только на открытой диафрагме для конкурирования с youtube. Мне кажется, ноги у этих странных (а во многих ситуациях абсурдных) требований растут как раз из категоричности и попытки измерить алгеброй вообще все.

А так — всем мир и с Новым годом Smile

Вверх
Никто ещё не голосовал
Mak_Sim аватар

Re: Тест: Съёмка. Основы построения кадра.

Странно, что вы начали спорить с самыми очевидными вопросами. Дело не в категоричности, а в неких принципах  человеческого восприятия.
Да, это теория, на которую в отечественых реалиях все мало обращают внимание, но вопросы-то классические.
Они во множестве описываются в литературе. Соколова могу навскидку вспомнить, но вот ещё из того, что у меня под рукой:

Уорд Питер. Композиция кадра в кино и на телевидении: Пер. с англ.А. М. Аемуровой, Ю. В. Волковой под ред. С. И. Ждановой— М.: ГИТР, 2005. — 196 с, илл. — (Серия «Телемания»). 

"В западном искусстве не раз демонстрировался принцип построения композиции, рассчитанный на привычное для данной культуры восприятие слева направо, такое же, как при чтении."

"Важно помнить, что соотношение размеров объектов в кадре зависит от расстояния между камерой и объектом съемки. То, какое пространство занимает объект в кадре, зависит от угла зрения объектива. В этом, безусловно, заключается важнейшее отличие между приближением/удалением съемочной камеры и наездом/отъездом трансфокатора. Если мы приближаем камеру к объекту съемки или удаляем ее, то меняется соотношение размеров объектов, то есть общая перспектива. Если же мы работаем с трансфокатором, то существующее соотношение размеров сохраняется, а увеличивается или уменьшается пространство, входящее в кадр."

 

Вверх
Отметок "нравится": 392
Anzor-Hurrian аватар

Re: Тест: Съёмка. Основы построения кадра.

весьма интересный тест. мне очень нравиться построение кадров в фильмах Николаса Виндинг Ревна и в фильме "Король говорит", некоторые кадры в этих фильмах мне кажутся противоречат вопросам из теста, тут вопрос вкуса судя по всему.

Вверх
Никто ещё не голосовал
Mak_Sim аватар

Re: Тест: Съёмка. Основы построения кадра.

Правила можно нарушать, если это необходимо в художественных целях.
Но чтобы нарушить правила и достигнуть этих  целей,
а не просто "накосячить" - правила нужно знать.  ; )

Вопрос вкуса здесь вторичен.

Вверх
Никто ещё не голосовал
Mak_Sim аватар

Re: Тест: Съёмка. Основы построения кадра.

Кстати, вот хорошая ссылка как специально  для этого теста.

Материал чужой и полностью  я статью на сайт перетащить не могу, поэтому кому интересно - читайте по ссылке.

http://www.petrick.ru/masterstvo_vizualnogo_rasskaza_chast_pervaya

Вверх
Никто ещё не голосовал
Glory аватар

Re: Тест: Съёмка. Основы построения кадра.

Урра!  У меня 17!   для самоучки не так и плохо!

  Отличный "экзамен"!  Спасибо!

Вверх
Отметок "нравится": 653
Mak_Sim аватар

Re: Тест: Съёмка. Основы построения кадра.

Книжки, наверное, читали? Wink

Вверх
Никто ещё не голосовал
Glory аватар

Re: Тест: Съёмка. Основы построения кадра.

 Читаю, смотрю, разбираю на ТЛ, снимаю, анализирую.

Вверх
Никто ещё не голосовал
piromancer аватар

Re: Тест: Съёмка. Основы построения кадра.

Напомнили своим свежим постом про эту дискуссию.

Я спорю не с очевидным. Я никак не могу согласиться именно с категоричностью. Если бы формулировка была "в западной культуре считается", или там "принцип восприятия, который обычно демонстрируется" — я был бы согласен.
Иначе получается что первое, что вы увидите на этом кадре — песок, и только после того, как взгляд пройдет две трети кадра, персонажа? У меня фокус внимания сначала находится на актере. 

Вот интересная статья (и не одна) по теме. http://usethics.ru/blog/lib/sleva-ili-ne-sleva/

Про трансфокатор и приближение, полностью согласен. В общем случае. Но вот пример, вы снимаете на 300 мм двух актеров. Один стоит на расстоянии 100 метров, другой — 102. Сможете ли вы приблизиться или отдалиться, сохранив композицию кадра так, чтобы визуально было заметно измениение соотношений размеров актеров?

Я понимаю, что сейчас говорю о крайних случаях. Но если не оговариваться, что вот это написанное в книге ли, в конспекте лекции, в тесте или еще где не истина в последней инстанции, то многие перестанут думать и начнут снимать по книгам. А я работал с таким режиссером (она все делала "по учебнику") и, поверьте, не получил ни удовольствия, ни интересной картинки на выходе.

Стараюсь быть конструктивным, если вам покажется обратное, извините. Не со зла :) 

Вверх
Никто ещё не голосовал
Mak_Sim аватар

Re: Тест: Съёмка. Основы построения кадра.

Хорошо, что есть люди, которым интересна профессия и они готовы её обсудить. Я для этого сайт и и делал. Нет тут никаких обид. Давайте подискутируем.  Wink

1. По поводу формулировки вопроса о движении взгляда. Я предвидел это возражение, поэтому вопрос звучит так:

"В западной культурной традиции движение взгляда зрителя по экрану идёт:"

В статье по вашей ссылке говорится точно так же.

2. Приведённая картинка верно выстроена с точки зрения композиции. Да, глаз сначала за небо и песко цепляется, но быстро соскальзывает, так как там пусто. Голова Саида находится чуть выше линии горизонта - взгляд сразу находит её.
Нет ничего лишнего в этом кадре. Даже цветовая гамма акцент делает на лице актёра.
Вот будь у него, скажем, яркие штаны, они бы сбивали балансировку.
Именно об этом, кстати, вопрос №19
Значимость пустого неба и песка - нулевая, то есть, глаз их просто проскакивает. 

3. Я сам практик и не призываю работать "по книжке". Но знание  теории - первый шаг к профессионализму.
Жаль, что у нас в России с обучением дело обстоит печально. Да и не хочет никто ничему учится, так как смысла не видят - как работодатели, так и работники. Оказалось, что если есть деньги (а они сейчас есть), то проще тупо копировать западные образцы.
Мне скажут, а как же, скажем, китайцы? Вон, мол как они поднялись на тупом  копировании. Однако, обращаю внимание, что Китай сейчас тратит огромные деньги на образование. Они знают, что на копировании стратегически не выиграть конкурентную борьбу.

4. Про трансфокатор. Даже если у вас актёры стоят рядом, то вы забываете про фон и передний план. Они тоже участвуют в процессе.

Вверх
Отметок "нравится": 393
MVD77 аватар

Re: Тест: Съёмка. Основы построения кадра.

Спасибо за тест. Получил отметку удовлетворительно. Теперь хоть знаю, что не летаю)))

Вверх
Никто ещё не голосовал
necnc аватар

Re: Тест: Съёмка. Основы построения кадра.

Очень понравился тест,интересно было себя проверить, 16 из 20. 

Вверх
Отметок "нравится": 433
Tst аватар

Re: Тест: Съёмка. Основы построения кадра.

Очень полезный тест. 
Прямо, ЕГЭ для оператора и режиссёра. Wink

Вверх
Отметок "нравится": 244