Учиться, учиться и учиться
Я не раз проводил самые разные учебные мероприятия – от истории кино в школе, до мастер-классов для коллег, но в начале года я завершил самый серьёзный курс по монтажу в Московской школе кино.
Мне подумалось, что это хороший повод как-то суммировать все свои впечатления от преподавательской деятельности.
Ну, во-первых, всё это очень интересно. При подготовке любого занятия приходится много трудиться – на всём готовом тут далеко не уедешь. Хороших практических материалов мало – нужно как-то анализировать свой опыт и искать по крупицам ценные сведения в чужих источниках.
Например, для МШК мне нужно было придумать целый курс. Это не просто, но оно того стоило.
Я видел много других учебных программ по монтажу, но для наших целей они не подходили. Ведь студенты – будущие продюсеры и шоураннеры.
Конечно, я не придумывал какую-то свою уникальную теорию и опирался на современное представление о монтаже.
Однако мне хотелось сфокусироваться на нём, как на процессе рождения самого фильма. А материалов, которые системно рассматривали бы вопрос с такой точки зрения, не так уж много.
В основном все концентрируются на самом нижнем уровне - склейках и технических вопросах.
Для шоураннеров и продюсеров такой подход не имеет смысла. Я поставил себе задачу рассказать о монтаже, как о методе человеческого мышления, ведь его, в свою очередь и копирует монтаж в кино.
Такой подход объясняет смысл пресловутых и набивших оскомину «правил монтажа».
Почему и как они работают? Надо ли их соблюдать и вообще изучать? Для новичков ответы на такие вопросы не являются очевидными и без системного подхода тут не разобраться.
Вот я и попытался использовать такой подход на своём курсе.
Второе, с чем я постоянно встречаюсь – широкой публикой кино воспринимается как нечто несерьёзное. Дескать, это не профессия, а так, что-то вроде хобби. Покривлялся смешно перед камерой, вложил денег в рекламу и пожалуйте в кассу - вот, мол, и вся наука. Общаясь в узком профессиональном кругу, часто забываешь об этом мифе.
Но при контакте с иной аудиторией я смог подойти ближе к источнику этого заблуждения и точнее представить масштаб катастрофы, которая мешает нашему кино уверенно стать на ноги. Ведь, к сожалению, обывательский подход к ремеслу проникает и в профессиональную среду, отравляя её.
Мировой опыт гласит, что даже бесспорный природный талант вносит в успех лишь малый вклад, а остальное - результат учёбы и упорного труда. Я понимаю, что звучит это всё чрезвычайно скучно и выглядит далеко не так весело и волшебно, как любой финальный продукт шоу-бизнеса.
Например, мы видим, что танцор пару минут легко летает по сцене – это красиво. Но всем плевать, сколько лет перед этим он потратил, много раз повторяя простые упражнения.
Учиться долго и тяжело, а потому и не всем под силу.
Судя по некоторым данным, это верно и для всего мира. Я читал в зарубежных источниках, что и в западных киношколах лишь 10% студентов добирается до каких-то значимых позиций в отрасли.
Например, мой личный субъективный опыт показал, что научить человека с нуля монтировать одну конкретную передачу можно и за месяц.
Это, конечно, при условии, что он будет, хоть и под присмотром, но работать при полной нагрузке и самостоятельно.
Надо, однако, понимать, что в итоге квалификация такого работник всё равно будет «обезьянья», то есть на уровне механических рефлексов.
Должно пройти от трёх до шести месяцев, чтобы человек начал вдумчиво и уверенно чувствовать себя даже в рамках одного формата.
Лишь через год интенсивного монтажа разного формата (это принципиально важно!) человек с соответствующими способностями будет в состоянии решать творческие задачи, выходящие за рамки простых шаблонов.
В-третьих, когда рассказываешь о своей профессии другим, видишь, сколько ещё сам не знаешь, несмотря на более чем двадцать лет стажа.
Например, монтаж настолько обширен, что по моим ощущениям, я не успел в ходе полного курса в МШК (10 занятий по четыре часа) рассказать и половины той теории, что хотелось бы. И это даже не включая практических занятий. Там я едва успел дать лишь примитивные основы.
Исходя из этого эксперимента, я думаю, что нужно всё это оформить в отдельную книгу о монтаже. Объём получается достаточно большой, а в виде отдельных разрозненных статей невозможно подойти к проблеме системно.
Как и в случае с созданием сайта, я просто хочу записать то, что узнал сам и провести исследования, чтобы узнать ещё больше. Собирая информацию по крупицам, было бы очень обидно потерять результаты труда.
Ну, и кроме того, этими материалами могут потом воспользоваться все желающие, а не только я сам.
- Mak_Sim's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев