О монтаже видовых фильмов

M-Serhio аватар

Доброго времени суток автору и участникам блога!

На дня посмотрел два документальных фильма (для себя условно назвал их видовыми) о нашей планете - "Дом. История путешествия (свидание с планетой)" - Ян Артус Бертранд, 2009г., и "Самсара" - Рон Фрике, 2011г.

Из общего ряда документального кино эти две работы выделяются, по-моему, тем, что героями в них выступает не отдельный человек или группа, а сразу мы все - человечество в целом, и планета на которой мы живем. В контексте друг друга, связанные воедино. Наверное, именно этот факт в первую очередь обуславливает стилистическую специфичность картин: обе они в основном наполнены фантастически красивыми видами разных мест нашей планеты. Причем далеко не всегда в кадре есть человек. Основной план (если так можно говорить) в этих фильмах - дальний. И конечно, все это смотрится очень непривычно. И очень здорово.

И я подумал, что совсем не понимаю, как создается такая картина. Как авторы поняли, что надо выбрать именно такой подход? И в этом блоге и в других местах, я много читал о том, что человек - центральная фигура в любом произведении. С этим трудно спорить. И в этих фильмах тоже все закручено вокруг человека, но при этом он столь ловко отодвинут на задний план, что бОльшую часть фильмов он просто "имеется ввиду". Однако при этом фильмы не превращаются в красивое, но бессмылсенное слайд-шоу из аэровидео, а выбранные кадры не кажутся простым "перекрытием" закадрового текста (которого в "Самсаре" и вообще нет) - каким-то образом автору удается интересно и захватывающе рассказть историю нашей планеты и нас на ней. Что связывает в единое, органичное и, главное, привлекательное повествование такие разные кадры и образы?

Я живу в Москве. Представил, что мне нужно сделать подобное кино о своем городе. Подумал, и понял, что в первую очередь в голову приходят очень банальные и скучные вещи вроде исторической начитки, перекрытой красивыми планами знаковых мест. Во вторую очередь появляются мысли уже о нескучном, но не менее традиционном приеме - рассказть о городе через его жителей - людей, памятники, здания... Но все равно, два вышеозначенных фильма - нечто совсем другое. Хочется понять, что?

Собственно, это и есть вопрос. Как делаются такие фильмы? В чем специфика сценария, съемки и монтажа подобных работ?

Вверх
Отметок "нравится": 3682
Голосов пока нет

Комментарии

Mak_Sim аватар

Re: О монтаже видовых фильмов

Это хороший, но сложный вопрос.

Я постараюсь посмотреть эти фильмы, чтобы ответить максимально конкретно.Сейчас же можно сказать то, что данная категория фильмов предъявляет повышенные требования к съёмке и  монтажу.

Для отечественного рынка это непривычно, так как обычно он привык работать с более простыми формами. Когда нельзя поставить в кадр "говорящую голову", многие телевизионщики теряются. Плюс к этому, у нас на ТВ из-а недостатка качественного материала сложилась культура "мелькания". Короткими яркими планами легче управлять как на уровне монтажной динамики, так и на общем сценарном уровне.  Общие планы используются очень редко. Кроме этого, часто сказывается отсутствие опыта работы с внитрикадровым движением при съёмке и игнорируются правила композиционного построения.

В результате вся операторская работа  сводится  к нескольким примитивнейшим приёмам, применяемым бездумно и бессистемно.Хотя, по сути, никакого секрета в работе с видовыми фильмами нет. Все приёмы известны.

Вот, например, несколько статей, которые напрямую относятся к данному вопросу:

http://mabuk.ru/content/vnutrikadrovyi-montazh

http://mabuk.ru/content/praktikum-%E2%84%964-dominantnyi-montazh 

http://mabuk.ru/content/priemy-organizatsii-i-vidy-kompozitsionnogo-post...

Вверх
Никто ещё не голосовал
Mak_Sim аватар

Re: О монтаже видовых фильмов

"Дом" я, оказывается, смотрел уже. Не узнал его по названию.

Я на его основе даже пару роликов сделал. Wink

Самое удивительное, что там нет ничего особенного. Просто хорошая работа - анализ, отбор, предварительная подготовка, съёмка, монтаж - всё на высоте. Ничего такого...  Wink
Там ещё одна особенность есть - мы привыкли к американскому монтажу, а там чувствуется больше европейская школа, которая более вдумчиво, тщательно и аккуратно подходит в видеоизображению. 

Если же вы спрашиваете совета как сделать нечто подобное, то я бы сказал так:

1. Тщательно выбираем объект и точку съёмки. Думаем что именно мы снимаем. Что тут красиво? Горизонт, лес, облака или, например, контраст между ними?

2. Прикидываем сколько всего мы сможем снять подобного. Анализируем, сравнивая общие детали.

3. Думаем над стилем и общим смыслом. Например, "весна в городе" или "берегите бобров".

4. Аккуратно смотрим с точки зрения композиции и колористики. Золотое сечение, цветовая гамма и прочее.

5. Исходя из этого выбираем положение, угол и динамику камеры.

6. МНОГО снимаем, подмечая закономерности. Вдруг у нас удачно получается срифмовать один пролёт с другим. Может быть, можно что-то усилить или добавить.

7. Ещё раз анализируем то, что получилось. Делаем отбор, сортировку.

8. Выбирам стиль монтажа.

9. Выбираем доминанту. То, на чём будет держаться монтаж - текст, музыка или общий объект.

10. Монтируем, аккуратно соблюдая правила монтажа.

Вот, собственно, и всё. Wink

 

Вверх
Никто ещё не голосовал