Как смотреть фильмы и сериалы с пользой?

(c) Ярослав Туров

Для большинства людей просмотр фильмов и сериалов – это просто развлечение, способ убить время или провести его с близким человеком. Для сторителлера это работа. Лично я вывел для себя несколько простых методик, к которым прибегаю, чтобы извлечь максимальную пользу от просмотра любого фильма или сериала. Называю это «осознанным смотрением». Включив «осознанное смотрение», надо:

– Считать количество сцен. После просмотра потратить пару минут и подумать над тем, почему в одной серии на 52 минуты было 25 сцен, а в другой при таком же хронометраже – уже 32? 
– Отслеживать хронометраж сцен. Средняя длина сцены – от одной до двух минут. Если сцена короче или длиннее – подумать, почему. Есть ли в этом некий смысл? Например, сцена перебивочная, длится всего 15 сек. Или сцена должна вызвать ощущение монотонности, бесконечности процесса, тогда режиссер растягивает ее на все 10 мин. 
– Соответственно, классифицировать сцены. Экспозиция, завязка, информационная сцена, перебивка, кульминация, развязка, флешбэк/флешфорвард и пр. 
– Отслеживать соотношение диалогов и действия в каждой сцене. Есть ли сквозное действие? Как действие влияет на подтекст диалога? Какие эмоции при этом возникают? Есть ли между содержанием диалога и картинкой контраст? 
– Искать «пасхалки». Отсылает ли кадр к какому-то известному произведению? Применяет ли режиссер какие-либо цветовые, операторские, монтажные ходы, чтобы подчеркнуть основную мысль? Какова мизансцена? 
– Соотносить картинку и звук. Как влияет шум, музыка, речь на восприятие кадра? 
– Представлять в голове текст, из которого выросла сцена. Как показанное на экране выглядело на бумаге? Какими словами можно точнее всего описать происходящее? 
– Отслеживать отношения персонажей, изменения их статуса в истории, арки характеров. Кто протагонист, антагонист, союзник, наставник, жертва и пр.? Насколько персонажи архитипичны или, наоборот, отличаются от устоявшихся типажей? Какие внутренние и внешние черты отличают их от остальных? 
– Отслеживать особенно удачные места в диалогах, игру слов, афоризмы и фразеологизмы, скрытые отсылки. Бывает, что диалог целиком и полностью на них построен. Тогда лучше отмотать назад и послушать еще два-три раза, может быть, даже и записать. 
– Представлять, как проходил процесс съемки сцены. Где на съемочной площадке находится камера, световые приборы? Где применяются спецэффекты, графика? Использовал ли режиссер хромакей? Как сцены различаются между собой по цветокоррекции и какой в этом смысл? Что сказал режиссер актерам перед командой "мотор"?
– Верх «осознанного смотрения» – найти сценарий фильма или сериала, распечатать его, положить рядом и по ходу просмотра сверяться с ним, водить пальчиком по листу, делать пометки на полях. 
Кто-то скажет, что если так подробно зацикливаться на каждой мелочи, то все удовольствие от просмотра пропадает. Я бы сказал, что оно не пропадает, а просто становится немного другим. Повар, когда ест, не перестает чувствовать вкус блюда, он просто раскладывает его на составные части и ощущает в несколько раз больше, чем тот, кто готовить не умеет.

Вверх
Никто ещё не голосовал
Голосов пока нет