Десять заповедей оператора
- Кино |
- TV |
- Информация
1. Не спешить с включением камеры, не будучи уверенным в достаточной освещенности объекта и возможности качественного приема звука.
2. Помнить о наличии штатива и выносного микрофона. Съемку с рук и использование встроенного микрофона оправдывает лишь оперативный или иной, обусловленный замыслом, характер съемки.
3. Панорамные кадры обязаны иметь достаточной длины статику в начале и в конце кадра каждого плана.
4. Проходы героев желательно заканчивать их выходом из кадра, что облегчает построение монтажной фразы. Это касается любых движущихся объектов: животных, автомобилей и прочее.
5. Движущийся в кадре человек должен иметь законченные фразы движения, и вообще кадры с движущимися объектами желательно снимать длинными планами.
6. Пластика панорамного кадра обусловлена темпо-ритмом и настроением, как всего фильма, так и конкретного эпизода.
Характер исполнения панорамы, композиционное ее решение, да и само направление панорамного движения определяется не «характером» оператора, а смысловым и пластическим содержанием эпизода.
При съемке занятых какой-либо деятельностью людей, а также природных ландшафтов и задействованных в них животных панорамы не только позволительно, но желательно исполнять с некоторыми «приостановками», что позволяет лучше разглядеть происходящее и сделать некие акценты. В этом случае механическая «оглядка» явно уступит место осмысленному «обзору».
7. При съемке длинных проходов необходимо делать время от времени хотя бы краткосрочные задержки на тех или иных объектах, деталях, лицах людей, попадающих в кадр.
Это обстоятельство дает режиссеру возможность в последующем монтаже прервать в нужном месте затянувшийся проход, а не отказываться вовсе от этого самого кадра из-за непозволительной длины прохода героя или долгого панорамного движения камеры.
8. Телевизионный кадр диктует максимальное использование «первого плана» не только при съемке масштабных, пространственных и панорамных кадров.
Съемка героев в живой «жизненной» среде при наличии «первого плана» создает некий «эффект наблюдения со стороны», впечатление случайно подсмотренного кадра.
9. Ставка на крупные планы! Она оправдана не только спецификой телевизионного экрана, возможностью всмотреться в суть происходящего в кадре, заглянуть в глаза герою. Все это абсолютно верно.
Но плюс ко всему этому съемка на крупных планах нивелирует всегдашнюю искусственность съемочной среды и поведения героев, условность предназначенной для съемок мизансцены. В частности, когда идет синхронный разговор с большим количеством участников.
На общем плане подобные режиссерские и операторские «построения» видны невооруженным глазом, и вся «творческая кухня», как говорится, налицо.
Кроме прочего, режиссеру гораздо легче монтировать синхроны собеседников, когда те сняты по отдельности, а не соседствуют в одном кадре.
В этом случае не возникает проблем ни с их позами, которые могут не совпадать в «стыкующих» кадрах, ни в самой последовательности разговора. Возникает полная свобода для монтажного маневра.
10. «Операторское искусство» при съемке синхронных диалогов.
Как мне кажется, при съемке синхронных эпизодов, когда задействовано 2, 3 и более беседующих людей, совсем не обязательно держать в кадре только «говорящие головы». В том смысле не менее выразительны бывают и руки, и детали быта, и лица собеседников, да и собственное лицо героя, когда он, замолчав, слушает высказывания своих партнеров.
Слушающий человек бывает порой куда более интересен, нежели говорящий. Ну а зритель, таким образом, получает параллельно звуковую и зрительную информацию более объемно, то есть о 2-х героях одновременно.
Для режиссера же наличие таких вот кадров со слушающими друг друга собеседниками дает возможность в монтаже свободно маневрировать их текстами.
А ежесекундные «броски камеры», когда оператор с собачьей проворностью хватает синхроны каждого из вступающих в беседу людей, уже на третьем или четвертом броске начинает вызывать зрительное раздражение.
Подобная демонстрация «мастерства» заставляет думать об его отсутствии.
А в остальном, «прекрасная маркиза», все хорошо! Все «очень хорошо»…
- Страница для печати
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Комментарии
Re: Десять заповедей оператора
За эти советы спасибо.
Re: Десять заповедей оператора
Максим, у меня вопрос скорее к драматургичесской состовляющей, нежели операторской... но я думаю что тут и оператор может быть главным постановщиком кадра...
Когда уместен план "сверху"? Т.е вот реально если смотреть на сцену, объект как буд-то на свои ноги.
Я понимаю пока только когда
1. "Улетаем на вертолёте" высоко вверх как бы прощаемся со всеми героями. "Конец фильма".
2. Иисус Христос или душа вознеслась в рай.
3. "Запустили воздушного змея" или там баба Яга в ступе летит.
С этим как-то понятно. А вот с тем когда просто показывают кадр сверху например драки, или как в "Город грехов" ради красивого непривычного плана, тут есть некая "драматургия" или это действительно кадр ради кадра?
Re: Десять заповедей оператора
По драматургическим правилам любой такой план - это дистанцирование от действия на экране.
То есть, зритель как бы отстраняется от происходящего - ему безразлично за кого из героев переживать, он думает о чём-то другом (о том, что хочет режиссёр).
Например, часто такой план используют для показа масштабных битв, чтобы подчеркнуть ничтожность судьбы отдельного человека на фоне большой социальной трагедии.
В общем, чем крупнее план, тем пристальнее внимание зрителя к персонажу, ну и наоборот - чем дальше, тем меньше зрителя волнуют детали.
Вот, для иллюстрации этого принципа, посмотрите классический эпизод и обратите внимание, как укрупняются планы для нагнетания напряжения.
Re: Десять заповедей оператора
Вообщем понятно.
Непонятно только какое отношение этот занудный видеокусок с головами относится к моему вопросу о "камера сверху" )))
Спасибо!
Re: Десять заповедей оператора
Я вам про принцип говорю - чем ближе камера к персонажу, тем больше сопереживание и напряжения.
Чем дальше камера, тем меньше отождествление зрителя с героями.
Но раз вы занудствуете, то вам вам ТОЧНЫЙ пример (с 35-й секунды) :
Здесь, по-моему, очевидно, зачем камера ушла вверх.
Александр совершает жертвоприношение не как один человек, а как полководец - за всю армию.
Он олицетворяет собой целую группу людей.
И в битву он идёт тоже не как Александр - греческий воин, а как целая армия греков.
Re: Десять заповедей оператора
Во! Вкусно! Спасибо!
КПСС (за укрупнения - в курсе)