Зачем нужна кинокритика
(с) Максим Бухтеев
Возможно ли, что череда последних скандалов приведёт к какой-то конструктивной дискуссии на эту тему? Честно, говоря, я так не думаю. Очень уж сильно в нашем обществе укоренилась традиция выделять кинокритику в какой-то отдельный и, что самое главное, самостоятельный вид искусства. И это, на мой взгляд, неверно.
Впрочем, вы можете со мной не соглашаться. Всё, что я напишу далее – это мой личный взгляд на проблему. Можете даже дальше не читать, если считаете, что никакой проблемы нет.
Итак, в чём её суть? Как зритель и профессионал я твёрдо убеждён, что в любом деле нужно сначала определить цель, которую мы хотим достигнуть. И тут для кинокритики есть, на мой взгляд, два направления.
Первое – служить зрителям некоей путеводной звездой в мире контента. Фактически, эта задача сродни задачам журналиста. На них общество возлагает миссию своевременно и достоверно информировать массы о процессах, за которыми рядовой человек уследить просто не может. Что нового происходит? И что из этого нового хорошо, а что плохо?
Второе направление – работать для профессионалов, отвечая на все те же вопросы, но уже внутри отрасли.
Фактически, это вопрос выбора целевой аудитории. Либо работать для зрителей, либо для авторов. К сожалению, за редким исключением, в нашем случае ни для тех, ни для других. Это безмерно печалит, так как из общей массы искусственно выделяется какая-то третья группа. Она очень узкая и имеет весьма специфичные вкусы. Шут бы со вкусами – свободные люди в свободной стране имеют право любить что хотят, но какой смысл в такой критике? Критика работает с кино и для кино. Для этого она создавалась и существует. Она не может быть сама по себе! Однако ситуация только усугубляется с развитием «фестивального кино». Вместо того, чтобы служить мостом, соединяющим авторов и зрителей, фестивали лишь углубляют пропасть между ними и искусственно раскалывают всё кино на два лагеря. Делается вид, что есть какое-то «высокое кино» для фестивалей, а есть все остальные «низкие жанры»! Но это тема для большого и отдельного разговора.
Проблему разных аудиторий хорошо иллюстрирует существование BadComedian (Евгения Баженова). Это немой укор всей кинокритике. Он занял нишу критики для зрителей, а теперь ещё и претендует на критику для профессионалов. На самом деле, это, конечно, плохо, но так ярко видны пороки российской системы производства контента.
Если один любитель легко вытеснил всех профессионалов с их же поля – что-то идёт неправильно. И утешаться здесь тем, что сам победитель стесняется называть себя кинокритиком – это прятать голову в песок.
Напомню, что Баженов изначально планировал лишь шутить про кино, делая сугубо развлекательные ролики. Феноменальный успех его формата, на мой взгляд, объясняется тем, что он фактически был первым и единственным в этой нише. По сути, так остаётся и по сей день. И зрители и отрасль в целом остро нуждаются в нормальной обратной связи. Удовлетворение этого спроса привело BadComedian к такому авторитету, что теперь слова Евгения могут обрушить кассовые сборы любого российского фильма.
В связи со своей неадекватно значимой ролью в кинобизнесе у Баженова тоже возникают проблемы. Пытаясь усидеть сразу на двух стульях, он рискует утопить свой же продукт. Попытки профессионального разбора фильмов вызывают скуку у обычных зрителей, а пошлые шутки на злобу дня отвращают от его обзоров профессионалов. Хорошая ли стратегия «два в одном»? Честно скажу, что не знаю. Возможно, это и приведёт к рождению формата той самой кинокритики, которая будет приносить всем пользу. Пока же я просто обращаю внимание на то, что пример обзоров Баженова хорошо демонстрирует работу на две аудитории, о которой я писал выше.
Во всём этом процессе есть ещё один неприятный побочный эффект - падает авторитет кино как бизнеса, искусства и ремесла. Современное кино, это сложная и дорогая система. Но, с одной стороны, мы видим, как любой пользователь в сети может легко примерить на себя маску специалиста. А с другой стороны, статьи многих профессионалов странным образом мало отличаются от статей любителей. Самая яркая иллюстрация такого сходства - рецензии пользователей на сайте «Кинопоиск». Обратите внимание, что там редко кто пишет с точки зрения простого зрителя. Большинство копирует стиль и формат обзоров из популярных изданий. При виде таких текстов вам в голову наверняка проберётся крамольная мысль «а если нет разницы, то зачем платить больше?».
И хуже всего, что это дорога в обе стороны. Подобный подход проникает и в саму отрасль, обесценивая её. Мало кто понимает, что картинка на экране лишь красочный фасад. Он скрывает за собой целый огромный мир со своими законами и технологиями, которые нельзя описать, опираясь только на свой личный вкус. Скажем, разве можно судить о том, как устроен автомобиль, разглядывая лишь его цвет и обивку салона? И есть ли смысл выслушивать мнение специалиста о том, что его любимый цвет, скажем, красный? Цветов бесчисленное количество, и, на мой взгляд, профессионал должен знать о их существовании. Также ему было бы неплохо, хотя бы теории, понимать, что одной покраской корпуса проектирование автомобиля не ограничивается. Кино, конечно, не автомобиль, но принцип тот же – если вам не нравится внешность актёра или даже жанр, то это ещё не значит, что кино плохое. Так может судить зритель, но не критик, или, что ещё хуже, сам автор.
В качестве итога я скажу, что уверен - без нормального института критики невозможно развитие всей структуры кино. Критика - важная часть системы обратной связи. Но не будет никакого движения вперёд, если она так и будет метаться между пиаром и фестивальными междусобойчиками. Само же российское кино при этом так и останется лишь материалом для едких шуток в интернете.
- Mak_Sim's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев