Умрёт ли эфирное тв?
Недавно я поучаствовал в очередной споре о том, умрёт ли эфирное тв.
Так как это моя любая тема, можно даже сказать – больная мозоль, то я решил оформить свой мнение отдельно.
Вообще, это довольно странная дискуссия.
Есть довольно большая и влиятельная группа людей, которая пророчествует о скорой гибели тв и тотальной победе Интернета. Причём, они это видят так, что не будет никаких продюсеров, журналистов и сценаристов, а будут лишь блогеры и всяческие «ребята из интернета с мобильными телефонами».
В принципе, сама постановка вопроса настолько абсурдна, что даже спорить с ней неловко.
Если бы «простые ребята с улицы» могли бы успешно заменить профессионалов, то они бы это сделали ещё в античности. Никаких профессионалов вообще бы не появилось.
Зачем платить кому-то деньги за то, что доставалось бы бесплатно?
Зачем теленовости, если есть бабушка у подъезда?
К чему комедия, если есть Вася, умеющий рассказывать анекдоты?
Вместо мелодрамы - сплетни, а уж концерт вообще любой закатить сумеет.
Однако этого всего не происходит и никогда не произойдёт.
Потребность людей в творческом контенте столь высока, что мировое сообщество готовится признать это базовой человеческой потребностью наряду с физиологическими, например, потребностью в пище.
И также как для производства пищи, для производства фильмов и сериалов нужна развитая современная промышленность.
Интернет же сам по себе ничего не производит. Это лишь среда, подобная морю. Для того, чтобы рыба попала на стол к потребителю нужно очень многое – от рыбацкой флотилии, до супермаркета и ресторана.
Также и в сети. Нужно, чтобы кто-то занялся производством и доставкой контента, как это делает, например, Netflix
И собственно, я уже много лет пытаюсь наладить такое производство. Поэтому эта тема для меня очень близка и всякие разговоры про «ребят с телефонами», которые сами по себе наполнят рынок чем-то стоящим, мне кажутся очень наивными.
Да и потом, история учит, что новые формы вполне сосуществуют со старыми. Кино не убивает театр, а вместе с ними вполне успешно работает телевидение.
Казалось бы, на этом можно было бы закончить, но спор постоянно подогревается несколькими группами, что лишь запутывает общую картину и добавляет в неё абсурда.
Во-первых, это владельцы традиционных видеохостингов – для них это прямая денежная выгода. С одной стороны –раздувание ценности «своего» контента, полученного ими бесплатно, а с другой – защита от обвинений в пиратстве. Дескать, наши пользователи не воруют фильмы, клипы и сериалы, а снимают себя сами. Мол именно такой формат и привёл нас к успеху.
Во-вторых, это крупные игроки, делающие традиционного кино и тв. Им совсем не хочется растить себе конкурентов, у которых контент, сравнимый по качеству, будет значительно дешевле (хотя бы за счёт удешевления доставки).
Поэтому гораздо выгоднее представить сеть как среду, где можно делать бизнес, либо воруя их продукт, либо делая нечто совсем на него непохожее.
Мол, не лезьте в нашу нишу – снимайте свои глупые любительские ролики с пьяных вечеринок, а серьёзные дяди будут в это время делать настоящее кино.
Им очень не хочется ломать свою систему, отлаженную за сотню лет и разбираться в чём-то новом и чуждом. Ведь традиционный контент часто плохо работает в сети, да и конкуренция в Интернете значительно выше.
Например, многие дорогие телевизионные ролики на злободневную тему собирают в сети меньше просмотров, чем мои, хотя я их делаю один, бесплатно и для очень узкой аудитории.
В общем, ключевые игроки, конечно, не верят в гибель традиционных отраслей, но активно подливают масла в огонь, пытаясь «заработать на хайпе».
Они, например, изобретают «кино от первого лица» или «десктоп-триллеры», но при этом показывают их почему-то традиционным способом в кинотеатрах, а не в сети.
Оправдываются они тем, что мол, боятся пиратов. Как будто пираты из кинотеатров ничего не крадут! По-моему, тут уж надо определиться кто, что и откуда ворует.
Третья группа поклонников «ребят с телефонами» это диванные революционеры, журналисты и сами авторы сетевого видео. Тут, я думаю, ничего пояснять не надо.
В свете всего вышесказанного, я бы хотел развенчать один миф, которыми часто пользуются все эти люди.
Люди в интернете смотрят в основном UGC (сетевое видео от пользователей).
Это не так.
Приведу пару цитат из серьёзных исследований.
"Какое же видео смотрит молодежь через интернет? Как показало исследование АЦ Vi, третья часть объема (37%) приходится на просмотр художественных фильмов. Еще четверть объема (26%) приходится на телесериалы. Еще четверть (27%) - на прочие телевизионные жанры (юмор, развлекательные передачи, документальные передачи и т.п.).
И только 11% от суммарного времени всех просмотров приходится на короткие видео ролики. Получается, что для молодежи интернет – это, помимо социальных сетей и прочего, важный канал доступа к художественным фильмам и разнообразному телевизионному контенту."
Или:
NIELSEN
«78% российских онлайн-потребителей смотрят видео по запросу, в мире видео смотрят 65%, короткие видеоролики — второй после фильмов по популярности вид видеоконтента среди онлайн-россиян: его смотрят 56%»
Как не трактуй эти данные, очевидно, что до революции в медиа ещё довольно далеко.
В этот момент вы можете спросить меня – если так много людей говорят о замене тв и кино Интернетом, то почему в российской сети ничего принципиально не меняется?
Практичные американцы советуют в таком случае следить за деньгами. Именно они и есть ответ на сложные вопросы. Так вот – денег в сети нет, потому что те, кто может их дать, зарабатывают совсем на другом.
Говорят, что главный враг нашего кино и тв – пираты. Это ещё один миф. Главный враг – это система, в которой авторы зарабатывают с производства контента, а не с его продажи.
А сетевой контент - это малобюджетные форматы. Только они в сети и окупятся (особенно в России). Но это ведущим игрокам, конечно же, неинтересно, так как в таком случае их заработки будут значительно ниже.
А что же проблема пиратов? Конечно, они есть.
Ну, как-то же во всём мире она решается! Например, с ней успешно борется компьютерная игровая индустрия, которая по заработкам уже обгоняет Голливуд. И даже в нашей, не слишком богатой стране, где, по мнению многих, никто не хочет платить за контент, эта отрасль одержала убедительную победу над пиратами. Да и выручка легальных онлайн-видеосервисов растёт:
Суммарная выручка легальных онлайн-видеосервисов в России по итогам первых шести месяцев 2018 года выросла на 32,3%, до 7,36 млрд руб., говорится в отчете агентства Telecom Daily
Люди готовы платить за контент – было бы за что платить!
Русское кино и тв по общераспространённому мнению сейчас в кризисе.
И это естественно, ведь ничего не меняется уже который десяток лет.
Многие элементы нам достались ещё от СССР.
Это как если бы производители игр до сих по выпускали их на СD. Тогда у них бы тоже были большие проблемы.
Зачем людям платить за то, что им дают условно бесплатно за просмотр рекламы или за счёт государства? Тем более, что и качество там такое же «бесплатное».
И чем больше мы тянем с реформой кино и тв, тем больше будут потери. Несмотря на помощь государства, наше культурное пространство всё больше втягивается в глобальные процессы. Закрыться от них в современном мире невозможно, а значит конкуренция будет всё больше обостряться. Готовы ли мы к этому? На мой взгляд - пока нет.
И хотя эфирное тв, конечно, не умрёт, но рано или поздно потесниться ему придётся. Процесс потери аудитории уже идёт полным ходом. А вот кто займёт освободившееся место - большой вопрос.
Подведём итоги.
Закончить я бы хотел на позитивной ноте. По моему мнению – профессиональное сетевое видео – это одна из немногих областей, где Россия могла бы производить что-то на мировом уровне.
Тут не нужны огромные бюджеты, на отсутствие которых так часто ссылаются наши продюсеры. IT – одна из немногих российских отраслей, которая может успешно работать на мировом рынке. Конкуренция в сетевом видео пока не очень высокая.
То есть у нас есть время, ресурсы и опыт - надо лишь начать и сделать всё правильно.
(c) Максим Бухтеев
- Mak_Sim's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Комментарии
Re: Умрёт ли эфирное тв?
Ещё интересная статья в тему.
Главный факт, что на Netflix приходится 15% всего глобального трафика