Путь монтажа: Как учиться монтажу самостоятельно
Кому это надо?
Надо ли учиться монтажу? Профессия эта довольно специфична и далеко не все понимают её смысла и значения.
Порой в устах некоторых администраторов всё сводится к простой технической работе.
Проблемы с пониманием сути процесса, неразбериха с функциями работников и их ответственностью приводит к хаосу как на производстве, так и при подготовке кадров.
Тем более, что многие никак не могут определиться, какие кадры им нужны – творческие или технические?
Качество работы в такой ситуации отходит на второй план.
А это, в свою очередь, приводит уже к спорам в отрасли, когда его участники задаются вопросом, а является ли телевидение вообще отдельным жанром искусства или это просто прикладной технический инструмент для доставки контента потребителю?
Например, курьер, доставляющий пиццу, не обязан уметь её готовить.
А официант, подающий вино на стол, лишь разливает его по бутылкам, не имея никакого отношения к его производству.
Так может, и человек, сидящий за монтажным оборудованием, лишь режет на порции то, что приготовил кто-то другой?
На эти вопросы пока нет точного и общепринятого ответа, но всё-таки в большинстве случаев считается, что знать функции кнопок недостаточно для того, чтобы уметь хорошо монтировать.
Однако большинство курсов всё равно учит лишь базовым знаниям и техническим навыкам. Так что же делать тем, кто хочет учиться практическому монтажу для последующей работы на телевидении?
Рано или поздно такие люди приходят к мысли о том, что надо учиться самим.
Мне часто задают вопрос, как это сделать? Как приобрести практические навыки, которые позволят творчески расти и осваивать монтаж высокого уровня?
Правильное начало
Путь монтажёра начинается с разучивания базовых правил монтажа и попыток применить их на практике.
Многие хотят нарушать правила ещё до того, как узнают об их существовании.
Это порочная практика. Лично мне неизвестны случаи, когда такой подход привёл бы кого-то к серьёзному и прочному успеху.
Можно рассчитывать на удачу и фарт, которые, конечно, имеют значение. Но помните, что при игре в рулетку можно выиграть, но не зарабатывать.
Правила придумали не потому, что так кому-то захотелось, а потому, что все заметили, что они лучше работают.
Если же кто-то найдёт какой-то приём, который будет работать лучше – хорошо. Возможно, со временем его тоже внесут в эти правила и другие новички будут учиться работать по ним.
Понятно, что для начала надо освоить, как говорят, материальную часть.
Тут всё просто – есть инструкции и описания к монтажным программам.
Потом новичок читает про крупность, угол, ракурс и прочие профессиональные термины.
На этом этапе можно найти довольно много материала. Трудности начинаются потом.
Но пока можно начать со своего домашнего видео.
Сейчас многие купили себе довольно дорогое оборудование и снимают всё подряд – от пьяных выходок на праздники, до утренника в детском саду.
Проблема в том, что смотреть снятое потом мало кому хочется.
Но попробуйте для начала применить хотя бы часть того, что написано в умных книжках. Вы сразу заметите, как ваше первобытное видео стало приобретать вполне разумные формы.
Если вы не можете сделать ролик для своей бабушки, которая вас обожает, то как вы сможете сделать что-то для миллионов зрителей, безразличных к вам?
Нельзя научиться делать кино, если вы не любите свою профессию.
Вы же любите своих детей, друзей, родственников?
Если вам лень делать кино для них, то вряд ли то чувство, которое вы испытываете к кино – любовь.
И дело не в масштабах, а в принципе.
Тот, кто не умеет работать за сто рублей, будет халтурить и за сто миллионов.
Ростки славы
Освоив примитив, можно переходить к более сложным формам.
Смонтируйте что-то для более широкой и требовательной аудитории.
Клип для местной группы или ролик для выпускного вечера.
С этого начинали многие известные западные режиссёры.
Тут новичка уже ждут первые суровые испытания - дружеская критика, добрые советы и пожелания.
Всё это пережить непросто, но если испытание пройдено, то можно считать, что монтажёр участвовал в обряде инициации.
Конечно, в ходе этого обряда монтажёрам не обязательно вставлять себе в нос кость или покрывать тело татуировками, но пара шрамов в душе вполне может остаться на всю жизнь.
На этом этапе необходимо научиться основам структурного построения произведения.
Нужно понимать цель и назначение того, что вы делаете.
Для кого вы работаете, что им нужно и как их заинтересовать.
Попробуйте применить такой приём:
Выложите видео, которое вам надо смонтировать, на рабочий стол.
Отрежьте всю грязь и то, что вам точно не нужно.
Теперь попробуйте подкладывать под всё это разные музыкальные композиции – популярные песни, темы из кинофильмов или компьютерных игр.
Посмотрите, как меняется настроение всего произведения.
Этот приём может натолкнуть вас на какую-то мысль, если вы находитесь в творческом тупике и не знаете с чего начать монтаж.
Также крайне важно изучить примитивные основы драматургии.
Надо понять, как история превращается в сценарий и где у этой истории начало, кульминация и конец.
«От перестановки слагаемых сумма не меняется». Мы знаем это правило со школы. В хорошо смонтированном фрагменте всё работает наоборот.
Попробуйте чисто механически поменять части вашего монтажа местами.
Если это легко получилось сделать, то у этого фрагмента есть серьёзные проблемы со структурой.
Многие ошибочно думают, что эти знания не нужны монтажёру.
Они забывают, что работа монтажёра – это всё та же работа над сценарием, только этот сценарий не на бумаге, а на монтажном столе.
Монтажёр работает не с буквами, а с кадрами, но цель у него со сценаристом общая.
Чтобы понять, как работают кадры, попробуйте составить из них свой «алфавит».
Отберите все похожие кадры и поставьте их вместе.
Удары к ударам, повороты к поворотам и т.п.
Наверняка вы увидите, что многие кадры повторяются чаще, чем другие.
Вот для данного материала это и будут «буквы алфавита».
С их помощью можно работать с ритмом и выстраивать монтажную историю, которая может быть отличной от сценарной.
Пропустив этот этап в обучении, его очень трудно будет потом наверстать.
Я встречал довольно много режиссёров монтажа, обладающих великолепным чувством ритма и кадра, но без умения управлять структурой, эти навыки бесполезны – работа таких режиссёров впечатления на зрителей не производит.
Им приходится копаться в творческих мелочах и раздувать их значение до всемирного масштаба.
Многие, сделав из мухи слона, очень обижаются, когда понимают, что для зрителей муха так и осталась мухой.
Довольно жестокий, но эффективный способ тренировки – после финального монтажа выкинуть половину смонтированного.
Как правило, монтаж новичка от этого становится только лучше.
Кадровый вопрос
Когда начинающий монтажёр понял, кто он в этом мире и зачем он в него пришёл, он может переходить к следующему этапу самообучения.
Сразу хочу предупредить, что этот этап самый сложный для тех, кто занимается самообразованием. Нехватка материалов, примеров и авторитетных специалистов сильно затрудняет изучение любых приёмов монтажа, кроме самых примитивных.
Но, я предполагаю, их новичок уже знает. Что делать?
На мой взгляд, единственный выход - надо пытаться учиться делать «как взрослые».
То есть изучать приёмы и методы мастеров. В основном, желательно, зарубежных.
В России и Украине тоже есть хорошие профессионалы, но их, во-первых - мало, а во-вторых - они неохотно делятся опытом, так как не видят в этом смысла.
Кроме этого, в мутном потоке отечественного контента очень трудно ловить что-то, с чего можно было бы брать пример. Особенно эта процедура мучительна для человека неопытного.
А за рубежом общий уровень всё-таки явно повыше и искать проще.
При поиске примеров, я бы рекомендовал соблюдать два принципа:
- Широкий охват работ. Не надо зацикливаться на том, что любят критики и то, что любите лично вы.
- Изучайте не внешнюю форму, а принципы создания. Всегда задавайте себе вопрос, не «как он это сделал», а «почему он сделал именно так».
Как изучать приёмы монтажа?
Отличный способ тренировки – делать трейлеры к фильмам.
Начать можно с пересобирания готовых трейлеров.
Это упражнение делается для того, чтобы научиться, как говорят, чувствовать кадры руками.
Потом можно попробовать делать свои ролики. Вдруг они получатся лучше, чем взятые в качестве примера?
Такое вполне может случиться, ведь на авторов официальных трейлеров сильно давят финансовые и политические обстоятельства.
У автора, свободного от этих условностей, вполне может выйти что-то, что гораздо лучше с художественной точки зрения.
Тут есть хорошее упражнение:
Пересобрав чужой трейлер, попробуйте заменить монтажные кадры, оставляя склейки на своих местах.
Сначала замените кадры на похожие по смыслу и настроению.
Потом попробуйте поменять их на противоположные.
Обратите внимание, где это получилось сделать, а где нет.
Проанализируйте , почему так происходит.
После этого, можно и поэкспериментировать, делая пародийные ролики и клипы.
Хороший результат для тестирования своего чувства стиля и ритма даёт переформатирование трейлера.
Довольно трудно сделать из комедии, например, боевик.
При такой работе сразу становится понятно – достаточен ли уровень мастерства для управления структурой ролика.
Для начала попробуйте просто заменить всю музыку в готовом трейлере.
Часто этот простой приём позволяет мгновенно придумать идею для нового ролика.
На этом этапе нужно учиться чувствовать сложный темпоритм. Тут монтажёру пригодятся базовые знания драматургии и помогут навыки работы с музыкой.
Кстати, на звук стоит обратить отдельное внимание. Есть слишком много людей, которые рвутся монтировать видео, но при этом не могут поддерживать элементарную гигиену на звуковой дорожке.
Это пугает.
Если кто-то хочет делать монтаж чуть лучше, чем в домашнем видео, ему необходимо знать что такое ритм, метр и доля.
И это не просто теория для общего развития.
Умение определять музыкальный ритм, чувствовать когда он меняется, слышать где сильная доля, а где слабая – все эти навыки используются хорошим монтажёром каждый день.
Монтажёр, который не умеет работать со звуком – профессиональный калека.
Для тренировки можно выполнять такое упражнение:
Возьмите свою любимую танцевальную музыку и сделайте на неё клип.
Используйте всё, что есть под рукой.
Потом выключите музыку и посмотрите свой клип без музыки.
Сохранилось ли настроение? Чувствуется ли ритм, под который можно танцевать?
Хороший монтаж должен работать и без музыки.
Умение монтировать под музыку – один их отличительный признаков хорошего монтажёра.
Таким образом, если вы сделали всё это и прошли все этапы, то у вас будет небольшое портфолио.
Попробуйте выложить его в сеть и посмотрите реакцию.
Зайдите на какой-нибудь сайт и спросите мнение его обитателей.
Попробуйте не впасть в депрессию и не поругаться с критиками.
На работе вас будут критиковать примерно также.
Попробуйте сделать хотя бы один ролик, который понравится аборигенам.
Получилось?
Ну, тогда переходите на следующий уровень.
Работа не волк
Используя наработанное портфолио и хорошо зная профессиональные программы для монтажа, можно устраиваться на работу.
Идите на любую работу и на любую зарплату. Уволиться вы сможете в любой момент, а вот получить пропуск в довольно закрытую профессиональную область не так-то просто.
Конечно, имеют значение традиция и культура производства в каждом конкретном месте. Везде есть свои недостатки и достоинства.
Скажем, многие крупные компании предоставляют условия для профессионального роста новичка хуже, чем маленькие.
В крупных фирмах больше людей и денег, поэтому они могут позволить себе нанимать людей для очень узких рабочих операций.
При таком конвейерном способе производства очень трудно чему-то научиться или сделать карьеру.
Скажем, можно заниматься хоть десять лет оцифровкой исходного материала – уровень монтажа не поднимешь, а увольняться при хорошей зарплате жалко.
А в маленькой фирме больше беспорядка и новичкам приходится очень быстро учиться.
Но тут другая напасть – можно научиться плохому и стать профессиональным халтурщиком.
К сожалению, у нас так устроен рынок, что конкуренция между производителями минимальная и произведённый ими контент не проходит у зрителей настоящую проверку на прочность.
Я знаю несколько крупных фирм, которые выросли из маленьких. Но набрав объём и бюджет, они всё равно по своему духу остались фирмами-однодневками. Только теперь всё выглядит более гротескно.
Та халтура, что раньше делалась по причине «у нас нет денег», теперь делается потому, что «мы всегда так делали».
Когда новичок приходит на новое место работы, первое, что ему нужно знать - что считается хорошим или плохим в данной фирме.
Самый простой способ быстро понять ситуацию – посмотреть на то, что делается в фирме другими работниками, которые находятся на хорошем счету.
В абсолютном большинстве случаев новичку надо сделать точно также.
Однако, в любом случае, стать мастером своего дела можно лишь самому.
«Из под палки» никто не становится Кэмероном или Спилбергом.
Поэтому, в общем-то, не важно – большая фирма или маленькая. Если человек продолжает сам учиться, то он в любой обстановке будет творчески расти.
А если ему нужна лишь зарплата, то я бы рекомендовал ему выбрать другую профессию.
- Страница для печати
- Войдите на сайт для отправки комментариев