Как надо помогать своему кино: Опыт Франции

Mak_Sim's picture

(с) Максим Бухтеев

Огромная благодарность за помощь в подготовке статьи Жоэлю Шапрону
(
Joel Chapron) ведущему специалисту UNIFRANCE по кинематографу стран Центральной и Восточной Европы, а также кинотеатру «Пионер».

Кино в России всё время безуспешно пытается  идти своим  особым путём, при этом  игнорируя не только мировой, но и свой собственный опыт.
Однако один зарубежный мотив наши чиновники упоминают постоянно – французскую систему поддержки национального кино.
Мол, это то, что надо взять за образец, а потому мы к нему постепенно двигаемся.
Но, на мой взгляд, прежде чем куда-то бежать сломя голову, надо понять,  что нас ждёт в финале этого забега.

И вот тут, если покопаться,  выясняется очень много интересного. Я сломаю интригу и начну сразу с самого  главного - для поддержки киноотрасли во Франции  не используются средства из госбюджета и квоты на голливудские фильмы.

Да, именно так! Это прямо как в сказке про Левшу: «Доложите государю, что англичане ружья кирпичом не чистят!»

Как же Франция на самом деле поддерживает своё кино? Давайте разберёмся.

Почему Франция?

Для начала определимся – почему именно Франция, а не другая страна?

Потому что при сравнимых с Россией объёмах рынка (общие кассовые сборы), Франция стабильно занимает второе место после США в  глобальном рейтинге развития кинобизнеса (он учитывает проданные билеты на душу населения, число жителей на один экран, число жителей на один цифровой экран, доля национальных фильмов).

Россия в 2008 была на 17, а в 2015 на 22 месте. То есть и правда, есть чему поучиться, а учиться надо у лидеров. Иначе, какой  в учёбе смысл?

Кто платит за кино?

Итак, откуда деньги у французских продюсеров на производство своих фильмов?
Инвестиции и собственные средства – это понятно. А что делать, если их недостаточно?

Франция помогает своему кино, но эта помощь всё равно идёт на средства от проката.

Причём, от проката всех фильмов, а не только национальных. Напомню, что это вполне естественный путь, так шло дореволюционное кино и даже советское.

Например, общеизвестно, что в СССР средства  для съёмки дорогих, но убыточных  фильмов Тарковского добывались от проката зарубежных  фильмов и фильмов  таких успешных советских режиссёров как   Гайдай и Рязанов.

Во Франции есть национальный центр кинематографии (CNC).  Он  формируется за счет различных отчислений и ничего не получает из госбюджета.

С 1948 года во Франции существует налог — около 11% — с каждого проданного кинобилета на любой фильм, включая национальный.  Ежегодно это дает CNC около €150 млн. Есть ещё отчисления с интернет-провайдеров и прочих продавцов контента.  Общий же годовой бюджет организации составляет около €700–800 млн.
Важно отметить, что другой источник пополнения бюджета CNC (75%) – отчисления с телеканалов.  Эти отчисления составляют в среднем   3% от коммерческого оборота телеканала.
Но это ещё не всё! Телеканалы обязаны ещё и инвестировать в производство. Они  сами выбирают проекты для поддержки, но не имеют права вложить все деньги в одну картину.

Что особенно интересно, при этом закон запрещает телеканалам руководить производством — у фильма должен быть частный генеральный продюсер.

Вся информация о проектах  открыта и доступна для широкой публики.

В общем, французское телевидение поставлено в довольно жёсткие  рамки.
Там есть довольно много ограничений.
Например,  запрещен показ трейлеров, кроме как в специальных передачах, посвящённых кино. Это сделано, чтобы избежать ситуации, когда дорогим рекламным  временем будут пользоваться лишь крупные и богатые фирмы.

Также запрещена трансляция фильмов  в то время, когда люди чаще ходят в кинотеатры.
В общем случае это суббота с 18:00 по 23:00 и в воскресенье с 13:00 до 18:00. В некоторых случаях ограничения ещё строже, например, добавляется запрет  в пятницу  с 18:00 до 21:00.

Квоты

Теперь поговорим о квотах. Как я уже сказал – их нет с 1965 года.
Правила ВТО  вообще  запрещают создавать привилегированные условия для своего кино.

Квоты есть лишь на ТВ. Каждый  канал (неважно - государственный или частный) должен в течение года  показать определенный процент европейских (а не только французских!) фильмов. 

Ещё есть законодательное ограничение сеансов — не более 30% сеансов любого фильма в один день, но он касается только мультиплексов (то есть многозальных кинотеатров).

На помощь!

Теперь давайте разберёмся, какую  помощь и как получает  непосредственно продюсер французского фильма.

Национальный центр кинематографии (CNC) подходит к помощи системно, он распределяет средства между продюсерами, дистрибьюторами, Каннским фестивалем, UniFrance (организацией, продвигающей французские фильмы за рубежом), прокатчиками, экспортерами, то есть, он помогает всем, кто занимается кино во Франции. Для иллюстрации этого принципа можно сказать, что на помощь показу и прокату идёт средств больше, чем на поддержку производства.

CNC вкладывает деньги  по автоматическому принципу и выборочно, но в общем бюджете картины эти деньги составляют менее 10%. Более 30%, как правило, вкладывают сами продюсеры, 20% дают дистрибуторы и международные агенты (сейлз-агенты) за покупку прав, около 7% — зарубежные партнеры, а  25%  - телеканалы.

Другими словами, как продюсер найдёт 55-60% бюджета - его личные проблемы.

В первую очередь центр оказывает выборочную  поддержку фильмам, которые могут внести разнообразие, то есть,  новые идеи в национальный кинематограф –
фильмам-дебютантам, авторским фильмам и т.п.

Такие фильмы получают своеобразный аванс под прокатные отчисления. Аванс необходимо будет вернуть.
Зачем он нужен и чем отличается от простого кредита?

Аванс служит некоей гарантией для инвесторов, что фильм уже запущен в производство и точно выйдет в прокат. Это помогает продюсерам привлекать средства со стороны.
Аванс  выделяется строго на определённые цели. Это могут быть, например, создание сценария или помощь в продвижении уже готового фильма.

Важно ещё то, что на такой аванс не начисляются проценты, а в особых случаях его можно и не возвращать. Напоминаю, что он составляет всего лишь 10% от бюджета.
Для сравнения, в России нет никакого ограничения поддержки, а её размер, выделенный на каждый конкретный фильм, не раскрывается.

А теперь самое интересное – автоматическая система поддержки.


Все юридические лица имеют право на вычет из налогооблагаемого дохода 50% инвестиций, а физические — 100% своих вложений, если они не превышают 25% совокупного чистого дохода.

Для финансирования кино существуют специальные капитал-инвестиционные компании (не размещающие акции на бирже) – SOFICA. Они инвестируют средства частных лиц исключительно в кинематограф, получают доход от показа фильма, а также пользуются налоговыми льготами.

Также часть общих сборов от фильма «замораживается».  Продюсер  может их  вложить (реинвестировать)  в свой следующий фильм. Такая система  стимулирует продюсеров  делать успешное кассовое кино и возвращать деньги обратно в отрасль.
В среднем такая поддержка составляет около 7% от бюджета фильма.

По нашим отечественным меркам это очень скромно, если не учитывать системный подход. Как я уже сказал,   Национальный центр кинематографии Франции поддерживает всех, кто занимается французским кино.

Например, важная часть такой системы – поддержка тех, кто показывает фильмы.
Причём, что интересно, чем ниже сборы – тем больше помощь прокатчику.

Также есть премия  в 25% для тех, кто повторно вложит полученные средства в национальный фильм.

В особых случаях прокатчику может быть оказана помощь размером в 50% от его расходов. Это могут быть  показы образовательных, артхаусных или  классических фильмов.

Напомню, что дореволюционное русское кино выросло из прокатчиков, которые заработав средства, сами стали их вкладывать в производство. Со временем они  научились успешно конкурировать с западными фирмами и даже вытеснили их из некоторых рыночных ниш. При этом без всякой государственной поддержки! 

Что ещё? 

Отдельной строкой идёт вклад местных властей в кино, которым  CNC передаёт некоторые свои полномочия.

Выборочные дотации от местных властей могут в два раза превышать помощь фильму от Национального центра кино, а в среднем они покрывают около 5% затрат на производство.


Многие кинотеатры Франции – муниципальные. Когда-то их владельцы разорились, но город выкупил здание, переоборудовал его и передал под стороннее управление. Такой кинотеатр показывает любое кино без ограничений но, за счёт арендной платы, билеты в нём дешевле.

Кроме этого, конечно, существуют отдельные местные льготы для продюсеров.
И это не такой уж маленький вклад в экономику отдельной области, как можно подумать.
Например,   Марсель, благодаря фильмам «Такси», осуществил реконструкцию города и модернизировал  скоростную железнодорожную линию TGV.

 Также во Франции существуют отдельные специальные меры поддержки  малоизвестного кино.
Существует довольно много мер,  направленных на помощь европейскому  кино. В этом процессе участвуют структуры Евросоюза и другие институты, включая Совет Европы.
Но вообще Франция справедливо  гордится тем, что в её кинотеатрах широко представлены фильмы со всего мира.
Например, из  663 новых фильмов, выпущенных в прокат в 2014 году, 51,7% были французскими, 22,6%  - американского производства, 15,7% - европейского (без Франции) и 10% - других стран.  


Отдельная интересная тема -  артхаусное кино, которое  поддерживает  Ассоциация артхаусных кинотеатров (AFCAE).

Половина всех кинотеатров  во Франции – артхаусные.
Для сравнения, в России  это московские кинотеатры «Пионер» и «35мм», петербургские «Дом Кино» и «Родина», екатеринбургский «Салют», нижегородский «Орлёнок» и калининградская «Заря».

Кстати, интересно, что такие кинотеатры  показывают  не только новаторские экспериментальные фильмы, но и киноклассику, фильмы для детей, образовательные документальные и просто редкие   фильмы (включая зарубежные).
В 2012 году во Франции вышло в премьерный показ 615 фильмов, из них  387 (208 – французского производства) была присвоена категория артхаусного кино.  

AFCAE по поручению Национального центра кинематографии руководит работой Коллегии по рекомендации фильмов. Она состоит из 100 членов, среди которых прокатчики, критики, продюсеры, режиссёры, руководители фестивалей, представители  CNC и показчики. Два раза  в месяц они решают, каким фильмам присваивать категорию артхауса. Напомню ещё раз, что артхаус - это не только новаторские эксперименты, но и, например, киноклассика или  редкие фильмы из других стран.
Таким был в своё время «Броненосец «Потёмкин», запрещённый цензурой для  широкого проката во Франции.
 
От количества таких фильмов, идущих на экране каждого конкретного кинотеатра, зависит и его статус.

Статус артхаусного кинотеатра даёт ему право на получение выборочной помощи.
В 2012 году 1106 кинотеатров получили 13,72 млн евро.


Также большое подспорье для национальных производителей – совместное производство.
Среди всех французских фильмов таких  41-47%. На них тоже, при соблюдении ряда условий,  распространяются меры поддержки.

Ну и, естественно, существуют структуры, продвигающие французское кино за рубежом.
Самая известная из них – Unifrance.


Заключение.

В общем, никаких чудес в успехах французского кино нет - просто системная многолетняя работа в соответствии с чёткой продуманной стратегией.

Эта стратегия предполагает, что кино – отдельный и  важный вид национального искусства, который является  частью французской и европейской культуры.  

Примечание:
Все данные в статье приведены  по книге «Французский кинотеатр – аншлаг длиною в век» и «Принципы и механизмы финансирования французского кино» Ж.Шапрон, П.Жессати

up
109 users have voted.
0
Your rating: None