Джеймс Кэмерон – долгий путь к Терминатору
(c) Максим Бухтеев
Ещё один культовый фильм со странной, но типично американской историей – «Терминатор»( The Terminator), вышедший на экраны 26 октября 1984 года.
Чтобы представить всю картину целиком, надо начать издалека.
Предыстория
Жил да был в Голливуде такой известный продюсер, как Роджер Корман. Известен он был тем, что писал, снимал и продюсировал громадное количество самых странных дешёвых фильмов. В основном, это были фильмы ужасов или боевики.
Фирменный стиль Кормана – огромная скорость производства при минимальном бюджете. По слухам, его личный рекорд - «Магазинчик ужасов» (1960 г.), снятый за два дня за 30 000 долларов США.
Говорят, что однажды он написал сценарий фильма за один день, лишь для того, чтобы использовать декорации, простаивавшие в выходные.
Он был режиссёром, например, таких фильмов как «Женщина-оса» (1959 г.), «Человек с рентгеновскими глазами» (1963 г.) и «Ведро крови» (1959 г.).
А как продюсер он поспособствовал выходу на экран шедевров, вроде, «Нападение пятидесятифутовой чирлидерши» (2012 г.) или «Кровавая мама» (1970 г.)
Производство таких фильмов, как и их реклама - это была задачка не для слабых духом.
Однако, что интересно, деятельность Кормана привела к серьёзному развитию Голливуда, что в 2009 году было отмечено почётным Оскаром.
Дело в том, что Корман делал независимое кино, не связываясь с крупными студиями, что привело к творческой свободе и созданию жёсткой, но эффективной кинематографической школы.
А всё это, в свою очередь дало путёвку в жизнь многим талантливым голливудским деятелям.
За миллионы-то каждый дурак кино снимет. За дурака с хорошим бюджетом полработы деньги сами сделают, а если ты мастер, то и за копейки что-то стоящее создашь.
Кстати, некоторые из фильмов Кормана были в перестроечном эфире телеканала «2x2».
И вот приходит как-то к этому Корману студент-недоучка Джеймс Кэмерон и просит принять его на работу. В качестве портфолио он гордо демонстрирует короткометражный фантастический фильм «Ксеногенезис», снятый им совместно с двумя школьными друзьями –Уильямом Уишером и Рендоллом Фрайксом.
Кстати, эти школьные друзья потом помогали Джеймсу писать сценарий к Терминатору.
А Уильям в знак особой признательности даже удостоился чести быть побитыми лично Арнольдом Шварцнеггером. Это можно увидеть в сцене расправы роботом над полицейскими.
В общем, Корман берёт Джеймса на работу и тот окончательно бросает учёбу в Калифорнийском университете. Работы у Кормана всегда было много, а денег и персонала мало, поэтому Джеймс делает почти всё, овладевая смежными профессиями.
На это счёт даже существует одна известная байка.
Терминатор: Рождение идеи
Так вот, потом вышли «Звёздные войны», значительно разрушив рынок трэша, который кормил Кормана и Корман решил нанести ответный удар, сняв фантастическую сагу «Битва за пределами звезд». Это был один из его самых дорогих фильмов с бюджетом в два миллиона долларов.
А Джеймс выиграл конкурс на лучший дизайн корабля главного героя этого фильма, создав макет под названием «Космический корабль с сиськами».
Работа над фильмом закипела и однажды ассистентка Кормана зашла проведать декораторов. Там она с удивление узнала, что работа кипит лишь у Кэмерона, а у остальных ещё конь не валялся.
Дальше – слово за слово и они познакомились. Ассистенткой была Гэйл Энн Херд.
Она очень хотела стать продюсером, а Кэмерон хотел стать режиссёром и сценаристом.
(Кстати, в 2010 году Херд стала исполнительным продюсером в телесериале «Ходячие мертвецы»).
В общем, тогда Кэмерон взял с неё обещание, что она когда-нибудь будет продюсировать его фильмы.
Но это было потом, а пока у Кэмерона начинается чёрная полоса в жизни.
Он ввязывается в производство очередного трэш-фильма “Пиранья 2: Нерест”. Сначала ему казалось, что это успешный шаг в карьере, ведь ему предложили быть режиссёром.
Кэмерон взялся за постановку этого фильма, но потом выяснилось, что его просто использовали втёмную.
Это часто бывает в творческом бизнесе. Итальянской съёмочной группе просто понадобилось формально прикрыться фамилией американского режиссёра. Никто не собирался доверять что-то Кэмерону.
Кэмерон вдрызг разругался с продюсерами и был с позором уволен.
От унижения и обиды он слёг с температурой и вот тогда ему приснился робот-убийца. Наверное, этот робот в бредовых снах Джеймса должен был шинковать до состояния спагетти итальянских киношников.
Но нет худа без добра.
Во-первых, Кэмерон дал себе слово, что впредь он будет командовать фильмом только сам.
А во-вторых, он познакомился с актёром Лэнсом Хенриксеном, которому он сразу предложил играть робота-убийцу.
Тот согласился, но Кэмерон не смог выполнить это обещание – Терминатором стал Арнольд Шварценеггер. Чтобы сдержать слово, Кэмерон дал Лэнсу роль робота в другом своём фильме – «Чужие».
Сценарий
Дальше надо было написать сценарий. Идей у Кэмерона было полно, а вот денег не было совсем. Поэтому бюджетные ограничения самым серьёзным образом повлияли на сценарий.
Скажем, именно из-за этого была выбрана идея о попадании робота из будущего в современную эпоху, хотя Джеймс хотел снимать фильм о будущем.
Робота из жидкого металла тоже пришлось отложить до того момента, как его можно будет достойно воплотить.
Конечно, Кэмерон вдохновлялся разными фантастическими произведениями. Например, в качестве таковых назывались две серии из американской фантастической ТВ-антологии «За гранью возможного» (1963-1965), где сценаристом был писатель-фантаст Харлан Эллисон. Первая история, «Демон с хрустальной рукой», была о потерявшем память человекоподобном роботе из будущего, за которым охотятся инопланетяне, потому что он – последняя надежда человечества. А в серии «Солдат» два воина из будущего переносились в 1964 год и продолжали там свою войну.
Кэмерон как-то имел неосторожность упомянуть об этом в одном в интервью.
В качестве благодарности, Харлан Эллисон подал на Кэмерона в суд за плагиат.
Мол, вот этот эпизод сериала, снятый по его рассказу, в начале – вылитый «Терминатор».
Эллисон, имея такие хлипкие основания, смог устроить грандиозный скандал. Студии пришлось ему заплатить и вписать благодарность в титры.
А Кэмерону студия вписала в контракт обязательство прикусить язык и поменьше болтать. Джеймс эти пункты контракта выполнил и скандал с Эллисоном больше ни разу нигде не комментировал.
Но это было уже после выхода фильма на экраны.
А пока Джеймс таскал свой сценарий по студиям, где его неизменно отвергали.
Его собственный агент назвал сценарий «Терминатора» бредом и посоветовал бросить эту затею.
В результате Кэмерон бросил самого агента и обратился к Гэйл Энн Херд – той самой барышне из которой он, работая у Кормана, выбил обещание продюсировать фильм.
Я не знаю, пообещал ли уже тогда Джеймс на ней женится (их свадьба состоялась в 1985 году), но обещал он ей много – лишь бы запустить фильм в производство.
Он вписал её имя как автора сценария, хотя она не написала ни строчки, и продал все авторские права на «Терминатора» за один доллар.
Единственное, на чём настаивал Кэмерон, так это то, что снимать фильм он будет сам.
Но все крупные фирмы именно этот пункт и не устраивал.
Режиссёр-новичок, в послужном списке которого работа у Кормана – это тогда была не рекомендация, а, скорее – чёрная метка.
Лишь позже все признали, что для того, чтобы «делать фильмы из ничего» тоже нужен талант.
Пришлось им идти к своим старым знакомым по работе у Кормана, которые теперь трудились на студии «Orion Pictures".
Денег у них не было, но они согласились взять картину в прокат, если её производство оплатит кто-то другой.
Этим спонсором стала британская компания «Hemdale Film Corporation», лишь недавно переехавшая в Голливуд. Им, похоже, вообще было всё равно, что спонсировать, лишь бы в американский прокат вышло. Глава фирмы Джон Дейли не читал сценарий и плохо себе представлял о чём фильм. Он думал, что его фирма делает фильм об инопланетянах.
Однако, для того, чтобы в последний момент начальство не отказалось от намерений потратить кучу денег на сомнительную авантюру, Кэмерон устроил презентацию. В ходе этой презентации Лэнс Хенриксен, загримированный под робота-убийцу, вломился в офис и сильно напугал сотрудников фирмы.
Кастинг
Лэнс Хенриксен помог Кэмерону получить деньги, но роль робота он не получил. Студия «Орион» настояла на том, что играть в фильме защитника Сары должен был Арнольд Шварценеггер.
Да, культурист изначально должен был защищать Сару, а не убивать.
Но ни Арнольд, ни Кэмерон не были в восторге от этой идеи. Из-за Арнольда у Кэмерона разрушалась вся его сюжетная конструкция.
Первоначально, робот должен был быть незаметным убийцей – мастером маскировки (вроде того, что был во второй части). Если Арнольд будет человеком, то и робота надо делать таким же здоровенным. А если Арнольд – робот, то тогда надо менять основную идею и стиль фильма.
Арнольд же вообще не относился к фильму серьёзно. Перед выходом фильма он даже позволил себе в интервью назвать его «дерьмовым».
Однако, фильм ему был интересен как лишняя ступень в карьере. Это, вроде как, лишняя строчка в резюме, говорящая, словно кот из известного мультфильма, что «я ещё и на машинке шить умею».
До «Терминатора» об Арнольде знали, что он профессиональный качок, умеющий эффектно махать мечом как Конан-варвар и утопивший танк во время службы в австрийской армии. А так он станет ещё и роботом, стреляющим из автомата и выступающим в роли злодея.
Кстати, для Арнольда это был рискованный шаг для актёрской карьеры, против которого его настойчиво отговаривали. Даже хорошая роль, но весьма спорная по имиджу, может сильно испортить актёру жизнь.
Скажем, Роберт Патрик, воплотивший на экране культовый образ робота из жидкой стали во втором фильме, так и не выбился из амплуа актёров второго плана.
Мрачная ирония судьбы состояла в том, что некоторое время на роль Терминатора рассматривался О. Дж. Симпсон. Он был отвергнут на том основании, что в роли безжалостного убийцы он будет крайне неубедителен.
Напомню, что этот актёр стал фигурантом одного из самых громких судебных процессов в США. Он обвинялся в убийстве жены и её любовника.
В уголовном суде он был оправдан, благодаря искусству своих адвокатов, но позже в гражданском суде он всё-таки был признан виновным в убийстве.
А в 2008 году суд Лас-Вегаса признал О. Джей Симпсона виновным в вооружённом ограблении и похищении людей.
Такой вот мог быть у нас Терминатор…
В общем, Кэмерон и Арнольд договорились о том, что Шварценеггер будет играть робота.
Как именно они договорились, понять трудно – версии у каждого свои.
Но на роль человека из будущего выбрали Майкла Бьена. Он был достаточно высоким, чтобы не выглядеть слабаком, но, в то же время, он мог изобразить романтичного и уязвимого героя. Кроме этого, актёру требовалось сыграть немного безумного на вид парня, а в этом у него был опыт - он играл одержимого фаната звезды в триллере «Поклонник» (1981).
Успеху фильма поспособствовала удачно прописанный персонаж главной героини – Сары Коннор. По мнению многих критиков, она идеально совпала с ожиданиями публики, ждавшей сильных и самостоятельных женщин в кино. Зрителям надоел традиционный типаж «дева в беде». Напомню, что перед «Терминатором» на экраны вышла целая череда самых разных, но успешных фильмов с такими героинями - «Звездные войны», «Чужой», «Хэллоуин», «Пятница, 13-е».
Забавно, что сам Джеймс Кэмерон уверяет, что никак не учитывал желания зрителей, а ориентировался лишь на свои личные предпочтения. Мол, у меня первая жена такая же.
Режиссёрский сценарий
В ходе создание режиссёрского сценария первоначальная идея фильма всё-таки претерпела некоторые серьёзные изменения.
Скажем, изначально солдат из будущего было двое. Один из них крайне неудачно материализовался, врезавшись в лестницу, и главный герой пристрелил его, чтобы прекратить мучения.
Ещё в первом сценарии Кэмерона была идея, что робот должен был разрезать ноги убитым женщинам, для того чтобы найти старую травму и идентифицировать свою цель.
Также предполагалось, что после перестрелки в ресторане начнётся пожар, а роботу надо будет иногда есть. По идее у него внутри был миниатюрный набор внутренних органов, размером с куриные. Эти органы должны были поддерживать жизнедеятельность внешней оболочки.
Но все эти идеи пришлось выкинуть по финансовым и эстетическим соображениям.
Кстати, некоторые сцены были удалены из фильма уже после того, как они были сняты:
Съёмки
Если бы не привычка Кэмерона во всё вникать самому, то фильм точно бы не получился.
Получив закалку и навыки у Кормана, Джеймс был готов делать всё – от звуков и рисунков, до поклейки танчиков, которые ездили у него в сцене войн будущего.
Многих сотрудников эта тактика «в каждой бочке затычка» сильно бесила, но, судя по всему, серьёзно поругаться Кэмерон смог лишь, как обычно, с продюсерами.
Хотя тут он, конечно, сам виноват – в смету не уложился.
Скажем, серьёзный перерасход получился из-за съёмок в тёмное время суток – ведь ночью снимать дороже. Но Кэмерон настаивал на этом стиле. Для него, как профессионального художника, цветовая стилистика была очень важна.
В отместку, продюсеры на полном серьёзе предлагали закончить фильм на моменте с взрывающимся бензовозом.
Для Кэмерона, который бредил кадром, где железный робот выходит из огня, это было, конечно, неприемлемо.
Деньги пытались экономить. Например, чтобы не брать в аренду операторскую тележку («dolly»), оператор Адам Гринберг снимал ручной камерой, сидя в инвалидной коляске.
Но в итоге, как это всегда бывает, деньги кончились внезапно и съёмочная группа бросила площадку. В итоге некоторые сцены Кэмерон доснимал один.
Скажем, сцена, где Арнольд разбивал боковое стекло машины, чтобы её угнать, была снята таким образом.
С Арнольдом Шварценеггером тоже всё шло не гладко. У него очень мало слов в фильме, но произносил он их с ужасным акцентом.
Известно, что культовая фраза «я еще вернусь» (I`ll be back) родилась в ходе мучений актёра, который пытался её правильно произнести - Арнольд никак не мог выговорить I’ll. По одной версии, она так и была написана в сценарии, а Кэмерон отказывался пойти навстречу Шварценеггеру и изменить реплику на I will be back (тот же смысл, более «литературная» грамматика). Тогда австриец стал повторять эту фразу до изнеможения, пока не справился с ней.
Вполне возможно, что выучившись один раз её правильно произносить, актёр стал повторять фразу в каждом следующем фильме – не пропадать же добру.
По другой версии, эта фраза – импровизация актёра. Поэтому, мол, он так её и полюбил.
Третья версия гласит, что в сценарии фраза звучала как «I’ll come back», а все остальные вариации – это побочный эффект австрийского произношения Арнольда.
Спецэффекты
«Терминатор» - последний стоящий фильм эпохи аналоговых спецэффектов.
Спецэффекты «Терминатора» делали две команды специалистов:
студия Стэнли Уинстона - (аниматроника, манекены и пластический грим) и студия Fantasy II – миниатюрные съемки, stop motion, графика.
И если для девушек лучшие друзья – бриллианты, то для режиссёра фильмов той эпохи лучшие друзья – пластик, латекс и пенопласт.
Почти всё приходилось делать вручную.
Мир будущего был построен в миниатюре из фольги, картона и пластика.
А чтобы поле черепов казалось большим, черепа из дальних рядов делались меньше.
Танки – игрушечные миниатюрные модельки. Чтобы они не так потешно ездили, их замедляли.
Также снимали и взрывающийся бензовоз. Чтобы взрыв был более эффектным и масштабным, его подсвечивали оранжевым светом и добавляли арахисовую пыль.
А чтобы Арнольд правдоподобно дымился, его обливали кислотой.
Робот, которого давят гидравлическим прессом, был сделан из пенопласта.
Всё это были технические сложности, которые можно было преодолеть, имея опыт и терпение.
Команду, создающую фильм, больше волновал прокат фильма и его реклама.
А тут были проблемы, для решения которых опять нужны были деньги.
Прокат
Дружба – дружбой, а служба – службой.
Студия «Орион» взялась за фильм «Терминатор» только для того, чтобы сделать дружеское одолжение бывшим коллегам. Ей было важно лишь не «уйти в минус». «Орион» не вложила в производство ни цента.
Студия в фильм не верила и ей, очевидно, было наплевать на его судьбу.
Фильм про роботов, который сделал режиссёр, до этого создававший лишь спецэффекты для трэша, был просто обречён стать фильмом-однодневкой и кануть в безднах киношного ада.
Да, в фильме был Арнольд Шварценеггер, но он тогда не был звездой первой величины. В его фильмографии из известных фильмов значился лишь «Конан-варвар».
Скажем, смотрели ли вы такой фильм как «Мусорная охота» (Scavenger Hunt, 1979)?
А что вы помните про фильм «Кактус Джек» (The Villain , 1979)?
А ведь там тоже играл Арнольд Шварценеггер!
В общем, «Терминатор» вполне мог бы встать на полку в видеопрокате между этими фильмами.
Студия «Орион» не хотела устраивать даже обычный показ для прессы, а рекламные бюджеты урезала до минимума. Арнольд Шварценеггер потом долго не мог этого простить прокатчикам, неоднократно сокрушаясь в интервью о такой подставе.
Но уговор, есть уговор, и студия всё-таки выпустила фильм в прокат и «Терминатор» собрал 80 миллионов долларов (при бюджете в 6,4 миллиона).
Кроме этого, он стал культовым фильмом в среде любителей фантастических боевиков. Мелочь, но приятно. Эта мелочь позволила авторам заработать ещё больше.
Типично американская история, где трудолюбие, талант и вера в себя позволили героям осуществить свою мечту и неплохо на этом заработать, несмотря на все препятствия и скепсис окружающих.
- Страница для печати
- Войдите на сайт для отправки комментариев