Постоянное изменение – сущность всего в этом мире. Каждая вещь уже содержит в себе собственную противоположность и рано или поздно превращается в нее. Изменение – вот сила, запускающая движение, и сам характер движения постепенно становится другим.
Эгри Лайош. Искусство драматургии. Творческая интерпретация человеческих мотивов, 2020.
После выхода в свет моей книги «Сценарий кино для чайников (и не только!)» меня неоднократно спрашивали, в чём суть функций Проппа. А что, мол, насчёт других методик? Чем функции лучше и зачем вообще нужны, раз множество авторов обходится без них.
Это хороший, но неправильный вопрос. Дело в том, что функции существуют независимо от того, пользуется ими автор или нет. Сценарист может вообще ничего не знать о функциях. И это, в общем-то, нормально. Например, древнегреческий инженер Архимед ничего не знал об элементарных частицах, но он не только создавал передовые машины своего времени, но и делал важные научные открытия. Потом были обнаружены электроны, протоны, нейтроны. Конечно, Архимед остался великим учёным и его механизмы всё также работают. Но в современном мире как-то стыдно не знать об элементарных частицах. Также и с функциями Проппа. Это большой шаг вперёд в понимании того, как и почему работают истории. Умаляет ли это значение работ древнего теоретика драмы Аристотеля? Конечно, нет!