Популярно о диафрагме (Iris) в видеокамерах

В любой видеокамере есть неотъемлемая часть оптики: диафрагма, которая имеет свои особенности. Попытаемся их вкратце изложить.

Итак...

Диафрагма (от греч. перегородка ) — устройство объектива видеокамеры, позволяющее регулировать относительное отверстие, то есть изменять светосилу объектива — соотношение яркости оптического изображения снимаемого объекта к яркости самого объекта.

Стандартные значения диафрагмы (относительного отверстия) основаны на увеличении или уменьшении освещённости оптического изображения в два раза: 1/0,7; 1/1; 1/1,4; 1/2; 1/2,8; 1/4; 1/5,6; 1/8; 1/11; 1/16; 1/22; 1/32; 1/45; 1/64.

В некоторых случаях со словом "диафрагма" употребятся слово "Iris", на русском языке "ирисовая диафрагма".

Дополнительное слово "Iris" диафрагма получила от наиболее совершенной многолипестковой "ирисовой" конструкции, состоящей из серповидных шторок, синхронно перекрывающих отверстие объектива и аппроксимирующих практически круглое отверстие диафрагмы.

Численное значение диафрагмы определяет следующие элементы фотографического процесса:

  • экспозиция — с уменьшением отверстия на одну ступень поток света уменьшается вдвое, что требует увеличения вдвое времени выдержки, для сохранения правильной экспозиции;
  • глубина резкости — чем меньше отверстие, тем больше глубина резкости;
  • аберрации — чем меньше отверстие, тем ниже уровень аберраций и выше резкость, но только до определённого предела (обычно 1/8 — 1/11), далее резкость опять падает из-за влияния дифракции;

Следует так же учитывать, что диафрагма - это хороший инструмент для увеличения объема сцены.

Запомните основное свойство диафрагмы: чем больше она открыта, тем меньше глубина резкости в кадре.

Естественно, при прикрытии диафрагмы глубина резкости возрастает. Вы спросите: “Что такое глубина резкости?” Говоря простым языком - это отрезок оптической оси, в котором сохраняется фокус.

Очень хорошо на практике использовать в кадре задний план (фон) в расфокусе (размытым). Когда вы снимаете статичный план, особенно крупный (портрет или натюрморт), то размытый “задник” придаст большее ощущение объема снимаемой сцены.

Но как этого достичь, когда у Вас маленькая глубина резкости или “задник” находится довольно недалеко по оси относительно главного объекта хорошо освещённой сцены?

Вполне возможно у Вас диафрагма прикрывает лишний поток света, уменьшается глубина и Вы не можете достичь желаемого эффекта. Включайте SHUTTER, сначала на небольшое значение выдержки 100-120. Можно уменьшать время экспозиции до тех пор, пока диафрагма не будет полностью открыта. Вы сразу заметите, как Ваша сцена приобретёт большую глубину и объем.

И ещё несколько слов о расфокусе.

Есть такой приём: можно попытаться изменять акцент внимания зрителя на два разных объекта, находящиеся в кадре вдоль оптической оси. В основном это применимо для съемки на длинном фокусе, т.е. зуме.

Рекомендуем при этом использовать штатив. Наведите резкость на ближний объект, запустите запись, и через несколько секунд переведите фокус на дальний объект. Таки образом Вы сможете показать зрителю два различных объекта без панорамирования и одним планом.

Вполне возможно, эти приёмы помогут вам художественно украсить свой сюжет.

 Оригинал здесь:
http://video-minidv.blogspot.com/2008/06/blog-post_2756.html

Вверх
Нравится только вам
Голосов пока нет