Практикум №3 - Этюд "Корзина"
Название этого практикума не очень сочетается с видеотехнологией, но я буду называть его так же, как почти 20 лет назад, когда придумал его для себя – «КОРЗИНА».
Суть упражнения состояла в том, чтобы придти после работы в монтажную, выгрести из корзины (не мусорной!) обрезки не вошедшей в монтаж кинопленки и попытаться сочинить из этих кадров нечто осмысленное. Однажды так была сделана целая курсовая, причем весьма диссидентского содержания.
Но что сегодня нам мешает заменить обрывки кинопленки на кадры, например, 180-минутной кассеты-исходника, на которую подряд снимаются информационные сюжеты? Ведь задача состоит в том, чтобы создать сюжет, который НИКОГДА НЕ СНИМАЛСЯ. Понятно, что собрать из 5 футбольных матчей один – это не практикум. И конечно все возможности звуковой дорожки тоже в ваших руках.
Хронометраж – любой. Главное условие – понятность темы и идеи сюжета обычному зрителю и, опять же, удержание внимание, т.е. отсутствие скуки.
А практикум хороший. Не даром и истинные корифеи от кино не брезговали капустниками – ведь подход там абсолютно тот же.
И никаких досъемок. Разве что результат превзойдет ожидания и окажется достойным эфира, а 2-3 кадров явно не хватит или они будут недостаточно внятны. Но это уже задача не практикума.
А заодно, попробуем, хотя бы однажды, ради эксперимента, набраться терпения и пройти путь режиссерской работы по монтажу профессионально, грамотно и до конца.
Итак, берем любой архив, чем разнообразней по содержанию, местам съемки, сезонам и прочему, тем лучше. Ведь куда сложнее, но и интересней найти красивый переход из зимы в лето, и при этом не использовать никаких микшеров, шторок и прочих спецэффектов. Обязательное условие этого практикума – работаем ТОЛЬКО В ПРЯМОЙ СКЛЕЙКЕ.
И сочиняем сюжет.
ПРОРАБАТЫВАЕТСЯ:
1. Относительность содержания кадра – ведь каждый раз его конкретный смысл зависит от той монтажной фразы, в которую он входит.
2. Организация события и драматургии чисто монтажными средствами.
3. Умение видеть за конкретикой кадра его полное «звучание», как смысловое, так и тональное, обертонное.
4. Учет темпо-ритма внутрикадрового действия, светотональности, композиции, направления движения и прочих элементов в различных кадрах.
5. Учет операторского стиля съемки (если оператор хороший, плохой как раз и отличается отсутствием всякого стиля).
6. Творческому подходу в использовании студийного (личного) архива – навык, необходимый особенно для режиссеров и монтажеров небольших студий, которые не имеют возможности снимать столько времени, сколько необходимо.
7. Развитие творческой фантазии и умения варьировать любой материал в зависимости от замысла.
8. Введение в экранный «сопромат» - не каждый кадр встанет в любую монтажную фразу и повернется тем смыслом, какой захочется вложить в него автору. Умение «слышать» смыслы кадра и видеть возможность его разворота, не ломать структуру материала, а идти за ним всегда выдает руку серьезного профессионала.
Ну и так далее...
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ И ПЛАН РАБОТЫ:
- отсмотрите исходный материал, а какие-то кадры и несколько раз, затем отложите его в сторону и (кому-то понадобиться неделя, кому-то часа 2, но в это время лучше на экран не смотреть) сформулируйте тему (т.е. ПРОБЛЕМУ) и идею (т.е. Ваш ПУТЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ). Причем обязательно на бумаге. Память – слишком ненадежное хранилище для гениальных замыслов. Кстати, именно сформулированная НА БУМАГЕ мысль имеет шанс добраться до зрителя. Обращали внимание, как тяжело бывает коротко и внятно записать даже то, что вроде «и так ясно»? Именно поэтому вся режиссура формулирует свои замыслы на бумаге;
- когда тема и идея определены, еще раз отсмотрите весь отобранный к монтажу материал и (ох уж эта писанина!) выпишите каждый из отобранных планов на отдельную карточку: содержание кадра, хронометраж, крупность, тональность, и прочие важные для вас в этом кадре детали композиции. Как именно? Все равно, рецептов тут нет. Важно только то, что поможет вам вспомнить этот кадр, глядя на карточку и учесть его место в будущей монтажной фразе. Иногда достаточно написать «00.10.15. Кр. пл., собака смотрит в камеру, 7 сек.», а иногда на описание деталей уходит и 2-я сторона;
- теперь садимся за письменный стол и раскладываем «пасьянс» - занятие, как минимум, не менее увлекательное, чем игра в «Солитер». Перекладывая карточки, собираем монтажные фразы, из них – эпизоды и наконец весь сюжет. Конечно, это можно делать и в текстовом редакторе на компьютере, но, как показывает опыт, тактильные ощущения от карточек придают этому процессу не только особую прелесть, но и благотворно действуют на фантазию. (Прием с карточками я перенял в свое время у блестящего режиссера-документалиста Ю. А. Шиллера. А если уж режиссеры с мировым именем не брезгуют подобными приемами, то и нам грех не учиться у них полезным техникам);
- когда «пасьянс» закончен, проверяем результат по финалу, т.е. просматриваем все с конца, убирая лишние кадры или заменяя их – очень действенный способ проверки, кстати и для сценариев тоже;
- решаем саундтрек: на отдельный лист выписываем номера карточек и помечаем, что и как будет в этом месте звучать.
- Вот теперь – за монтаж! Бумаги под рукой, но каждая придуманная за столом склейка проверяется практикой. И тут даже блестяще придуманную монтажную фразу нередко приходится перекраивать под реальность конкретных кадров, а то и придумывать новое решение. Ведь наш пасьянс не догма, а только план монтажного решения;
- и снова не рассчитывайте на достойный результат с первого раза. Будьте тщательны как ни в одной эфирной работе. А при таком отношении возвращаться за письменный стол придется не раз.
Успехов!
(c) А.Каминский
http://v-montaj.narod.ru
- Страница для печати
- Войдите на сайт для отправки комментариев