О кинокритике

Mak_Sim аватар

 Интереснейший скандал разворачивается в отрасли насчёт фильма «Движение вверх».

Я решил воспользоваться ситуацией и тоже высказаться на больную для меня тему – профессиональную кинокритику.  Тем более, что она уже много раз всплывала на всяких отраслевых  мероприятиях и я обещал написать про неё отдельно.
Теперь, как и в случае со статьёй про общее состояние отрасли, я просто письменно оформлю своё мнение,  чтобы при случае ссылаться на него и не объяснять  каждый раз свою позицию.

Итак, в чём суть скандала? Кинокритик BadComedian (Евгений Баженов) раскритиковал фильм «Движение вверх» за искажение исторических  фактов, грубые сценарные ошибки, а также обвинил авторов фильма  в плагиате. Этим он  задел за живое множество фанатов фильма,  его авторов, а заодно и всех остальных.  

Авторы ответили, что  фильм окупился, а зрителям понравилось. Всё остальное  - художественный вымысел, на который они имеют  право.
Плагиат же везде и у всех. Ну, это если коротко.

Как я уже сказал, разбирать отдельное кино  не имеет  смысла. Дело вовсе не в «Движении вверх» и не в Куликове.
Например, у фильма «28 панфиловцев» ситуация была ещё хуже, но Баженову он понравился,  он его продвигал и никакого скандала не случилось.

На самом деле всё происходящее лишь одна иллюстрация нынешнего состояния отрасли.
Что же изображено на этой иллюстрации?

Тот факт, что BadComedian сейчас является самым влиятельным и объективным  кинокритиком в России. И это, на самом деле, печально, потому что дело не в его профессионализме, а в том, что только он имеет смелость называть вещи своими именами. 
Хотя Евгений сильно подтянулся в последнее время и его разборы становятся всё более грамотными, он по-прежнему плохо представляет себе как делается кино.  Я его даже как-то приглашал на наши мероприятия, где мы могли бы рассказать ему как и что работает – уверен, что его разборы сильно выиграли бы от этого с профессиональной точки зрения.

Но,  к несчастью, большинство других кинокритиков представляет себе  процесс ещё хуже. Кроме этого, принципиальная позиция самой отрасли и тех, кто про неё пишет, не предполагает конструктивного, честного практического разговора.

 

Что мы имеем на сегодня?

Одна (традиционная) часть тех, кто называет себя кинокритиками, обожает авторское фестивальное кино. Они не хотят ничего знать о том кино, что смотрят все остальные.

Как строить адекватный разговор, занимая такую позицию, лично мне совершенно непонятно,  ведь отрасль зарабатывает деньги вовсе не на фестивалях.

Например, считается, что сериалов тут вообще как бы нет. Хотя во всём  современном мире  (да и в России тоже) граница между кино и тв стремительно стирается как по качеству, так и по технологии или бизнесу.

Ещё одна часть – это пиарщики.
Именно они сейчас формируют лицо отечественного кино.

Скажем, скандал с «Движением вверх» - во многом  результат их работы. Не напирай они так на то, что фильм чуть ли не документальный  – претензий было бы меньше.    
Но тут  есть проблема,  ведь большинство современных успехов отечественного кино тоже результат  пиара.
А в свою очередь   один из его главных  козырей - апелляция к патриотической гордости, основанной на исторических фактах.

Ещё есть подход к «кинокритике», называемый иногда «тусовочным». То есть, «кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку».
Но наша отрасль маленькая и так как все стараются «никого не обидеть», то и, собственно, критики никакой нет.
Мне, как человеку, который почти ежедневно сдаёт свою работу на довольно суровый суд коллег и начальства, такой подход кажется довольно глупым и непрофессиональным 

В последнее время появился и ещё один мотив в кинокритике.
Некоторые считают, что «хвалить» это синоним «помогать».
Этого я тоже не понимаю.
Я очень хочу гордиться русскими фильмами и сериалами, но почему мы должны закрывать глаза на  их недостатки? В конце концов, именно  мы, как зрители и налогоплательщики,  платим за это кино!
По опыту, на практике такая «помощь» оборачивается лишь потоками славословий. В рамках данной концепции, если  «хвалить» равно «помогать», то  «ругать» равно  «вредить». А вредить никак нельзя.    

Ну и последний тип критиков, это те, кто  смотрит много разного кино, но основывается  исключительно на своём вкусе,  считая именно его мерилом всего на свете.
Ярчайшие представители этого типа  - зрители на «Кинопоиске». 
Конечно, писать, что фильм не понравился и объяснять, почему именно – священное право любого зрителя. 
Однако то, что каждому зрителю хочется быть похожим на традиционного кинокритика – очень смешно.

BadComedian вырос именно из этой категории, однако он действительно старается что-то изучать и расти. Это выгодно выделяет его среди всех остальных авторов.

Беда нашей отрасли в том, что нет никакого игрока, который, с одной стороны, был бы  в курсе как работает отрасль, а с другой никак от неё не зависел.   

В появление такой силы никто пока не заинтересован, а поэтому нишу самого влиятельного и авторитетного кинокритика занял Евгений Баженов.

И это плохо, потому что площадки, на которой можно было бы честно и откровенно обсудить недостатки отрасли, так и не появилось.
А не обсуждая проблем и  порой даже  не признавая их наличие, нельзя приступить к их решению.

 

Вверх
Отметок "нравится": 882
0
Ваша оценка: Нет