"Хищник" - история создания
(c) Максим Бухтеев
Один из моих любимых фильмов – фильм «Хищник», который стал хитом в 1987 году.
Интересна история его создания. В ней столько интересных и поучительных фактов, что тема достойна подробного описания.
На примере этого фильма можно проследить путь, который должен пройти банальный и дешёвый сценарий, чтобы стать культовым жанровым шедевром.
Начнём хотя бы с того, что сценарий фильма начался с шутки про будущий сюжет фильма «Рокки-5», которая гласила, что герою, сыгранного Сильвестром Сталлоне, вскоре предстоит драться с инопланетянами, так как всех землян он уже победил.
В голливудской тусовке все отсмеялись и вскоре нашли себе новые поводы для шуток, но Джим и Джон Томас восприняли эту шутку как руководство к действию и сделали из неё основу для сценария.
Многие уверены, что ещё один источник вдохновения для сценаристов – дешёвый ужастик «Предостережение» (1980. Without Warning).
Действительно, схожесть некоторых мотивов и деталей очевидна, но всё-таки это очень разные фильмы.
Общая тема – охота. Общие детали – хранение трофеев. Один и тот же актёр, играющий пришельца, но на этом сходства заканчиваются.
С фильмом «Предостережение» у меня связано одно забавное личное воспоминание.
Ещё в СССР, будучи подростком, я поехал с молодёжной группой в Прибалтику. В отеле, где нас поселили, было кабельное телевидение.
Почему-то оно работало в комнате лишь у одного парня из нашей группы. Он был самым младшим из нас, но самым мажористым.
Он всем рассказывал, что у него дома есть настоящий импортный видик и он на нём видел столько ужастиков, что нам никогда и не снилось в самом кошмарном сне.
И вот пошли мы к нему ночью в номер смотреть кабельное, а там как раз шло «Предостережение». На первом же убийстве этот мальчишка выключил телевизор и сказал, что с нас хватит. Он-то, дескать, бывалый, а нашей неокрепшей психике это может сильно повредить. Как мы его не упрашивали – он был твёрд.
Лишь много лет спустя я узнал, что это был за фильм и смог его досмотреть.
Если честно, то фильм – так себе…
Возвращаюсь к истории создания «Хищника».
Сначала братья Томас сочинили историю про то, как целый отряд инопланетян прибывает на Землю и напарывается на очень крутого парня, который и показывает им, кто тут на Земле хищник, а кто просто мясо.
Однако, тут вмешались бухгалтерские соображения. Изобразить отряд инопланетян - слишком дорогое удовольствие для дебютного проекта братьев.
Нет худа без добра - поразмыслив, сценаристы решили, что это не слишком правдоподобно, чтобы один человек перебил кучу пришельцев, специально прибывших на Землю для охоты.
Таким образом, отпало самое лобовое сценарное решение.
Надо было как-то усложнять сценарий, добавляя в него драматизма.
Применив классические правила создания сценариев, братья свели всё к конфликту между одним крутым спецназовцем и одним крутым пришельцем.
Это было уже кое-что. Осталось перенести действие фильма в джунгли, чтобы было как в «Апокалипсис сегодня» – любимом фильме сценаристов.
К тому же лес – подходящее место для пробуждения первобытных инстинктов в духе древних саг и преданий.
После этого сценарий получил рабочее название и отправился гулять по студиям.
Вот это рабочее название фильма несколько раз менялось. Например, в какой-то момент фильм назывался «Инопланетный охотник» (Alien Hunter)»
Кстати, забавно, что ещё при первом просмотре фильма мне пришло в голову, что все ошибочно называют Хищником пришельца, ведь, очевидно, что Хищник – это спецназовец, а пришелец - охотник.
Рабочее наименование фильма лишний раз подтверждает, что авторы тоже называли пришельца охотником.
Однако эта ошибка стала жить самостоятельной жизнью и Хищник прочно приклеился к инопланетянину, хоть в книгах и комиксах была разработана целая Вселенная, где раса инопланетян имеет своё название, историю и традицию.
В общем, как бы то ни было, процедура самостоятельного хождения сценария по офисам успеха не имела. Братья поняли, что сценарий кто-то должен продвигать. В Голливуде этим занимается агент, но профессиональному агенту надо платить. Сценаристам платить не хотелось и сценарий был просто подброшен в офис Майкла Леви – будущего продюсера «Крепкого орешка-2».
Тут братьям Томасам повезло. Обычно для сценариев, которые разбрасываются по офисам, путь один – в помойку.
Однако, сценарий попал в нужное время и в нужное место.
В то время на рынке были востребованы не очень дорогие боевики и фантастика.
Родился и начал своё триумфальное шествие по экранам отдельный поджанр фантастики, условно называемый - «охота на человека».
Начало этому процессу положил фильм «Чужой», вышедший на экраны 25 мая 1979 года.
Это был пик развития классических голливудских боевиков, которые состояли из простого сценария, брутального главного героя и множества взрывов.
Согласно американской традиции, для успешно продажи сценария ему принято давать какие-то слоганы, для того, чтобы ярче и понятнее донести идею фильма до продюсеров.
И один из слоганов фильма был «Чужой в джунглях», что лишний раз показывает принадлежность фильма к определённой жанровой волне.
Именно поэтому продюсер Майкл Леви передал сценарий Лоуренсу Гордону – президенту студии FOX.
Большие боссы редко сами читают сценарии, но тут, видимо, сыграла свою роль небольшая цена.
Сценарий был куплен и сплавлен новичку в продюсировании - Джону Дэвису, ранее работавшему продакшен-менеджером на съемках второго «Индианы Джонса».
Тот начал работу над фильмом и нанял режиссёром Джона МакТирнана.
Этот режиссёр был ещё и сценаристом. Он снял по своему сценарию лишь один фильм – хоррор «Кочевники».
Этот фильм был про панков-кочевников, которые потом оказывались злыми духами.
Главного героя сыграл Пирс Броснан, но это фильму не помогло – в прокате он с треском провалился. Однако хозяева студии решили, что здесь дело в плохом сценарии, а вот как режиссёр МакТирнан вполне хорош.
Вскоре в команду пришёл опытный продюсер Джоэл Сильвер.
До этого он, как продюсер, работал над «Коммандо» и поэтому смог уговорить играть главную роль Арнольда Шварценеггера, тем самым лишив этой роли Сталлоне, который до этого был самым перспективным кандидатом на главную роль.
На этом этапе шутки кончились и началась игра по-крупному.
Арнольд Шварценеггер был звездой и уже мог позволить себе немного покапризничать. Что удивительно, фильму это пошло только на пользу.
Шварценеггер не хотел тянуть фильм в одиночку, как в «Коммандо». Он хотел командовать целым отрядом. Это увеличивало бюджет, но Арнольд умел убеждать начальство в своей правоте.
Надо было переписывать сценарий.
Братьев Томас попытались было отстранить от этого дела. Попробовали других, более опытных сценаристов, но они почему-то не устроили студию.
Необычно то, что на дальнейшее развитие образов очень сильно повлияли актёры, которые должны были играть героев. Они сами по себе были настолько колоритны, что необходимость продумывать некоторые детали образов отпала сама собой.
И потом режиссёру-новичку было трудно удерживать контроль над ситуацией, находясь среди обидчивых здоровяков.
Скажем, режиссёр был категорически против многих смешных словечек и шуточек, которые просачивались в фильм, но ему не хватало авторитета, чтобы перечить Арнольду.
Режиссёр стремился сделать фильм ближе к ужастику, но актёр считал, что немного юмора украсит любой фильм.
Отсюда и появление фразочек, типа той, которую Арнольд произносит, когда пришелец снимает маску: «Ну ты и уродливый сукин сын!» (You're one ugly motherf...r!)
Самым известным из всех соратников Шварценеггера стал Карл Уэзерс, оставшийся как рудимент изначальной идеи фильма про Рокки и бокс с пришельцем.
Напомню, что в фильмах про Рокки этот актёр играл Аполло Крида – сначала соперника, а потом друга главного героя.
Один из факторов успеха фильма «Хищник» стало то, что в нём соблюдается одно из самых важных правил массового искусства, которое гласит, что если вы создаёте произведение с несколькими героями, то зритель ни в коем случае не должен их путать между собой.
Например, самого здоровенного из членов отряда сыграл Джесси Вентура – реальный авантюрист, биография которого сама по себе могла бы служить основой для сценария фильма. Американский словак, сменивший десяток профессий – от рестлера до морпеха-подводника, в дальнейшем стал губернатором Миннесоты (с 1999 по 2003 год).
Вакансию «латиноса» в отряде занял снимавшийся в «мыльных операх» настоящий ветеран Вьетнама - Ричард Чавес, а «индейцем» стал Сонни Лэндем, потомок чероки и семинолов, начинавший актёрскую карьеру в порнографии.
Роль «очкарика», как самому умному, досталась сценаристу «Смертельного оружия» Шейну Блэк. Среди качков какой-то ботан должен был быть радистом.
Кроме этого, продюсеры хотели подстраховаться и планировали использовать его как сценариста на площадке. Вдруг надо будет что-то поправить на ходу во время съёмок. По идее продюсеров, кроме этого, он, как более опытный, должен был присматривать за режиссёром.
В этой роли он не пригодился и пришелец убил его самым первым.
Кстати, позже в 2013 году Шейн Блэк написал и снял «Железного человека 3», а в настоящее время он хочет снять продолжение фильма «Хищник».
Вроде бы, даже начались какие-то работы в этом направлении, и Шейн уверяет, что новый фильм не будет ремейком старого.
А братьев Томас не взяли на съёмки в Мексике из соображений экономии.
Кроме мексиканской природы в фильме есть и мексиканская актриса - Эльпидия Каррильо. До этого она играла с Джеком Николсоном в «Границе» (1982), с Ричардом Гиром в «Почетном консуле» (1983) и с Джеймсом Вудсом в «Сальвадоре» (1986).
У всякой медали есть две стороны. Собрав на съёмку такой яркий и пёстрый актёрский состав, авторы фильма получили неуправляемый и капризный коллектив.
Например, к Сонни Лэндему (индейцу) по контракту был приставлен телохранитель. Его задача была не защищать актёра, а останавливать его, так как тот очень любил задирать окружающих и провоцировать драки.
Остальные качки очень ревностно следили друг за другом, соперничая друг с другом по поводу физической силы и внешних данных.
Для поддержания формы им требовались постоянные тренировки, но они не любили заниматься на тренажёрах вместе, участвуя совместно лишь в полувоенных репетициях.
Всё это дало повод Шварценеггеру для его излюбленной шутки.
Он вступил в сговор с костюмерами, которые намекнули Джесси Вентуре (пулемётчик) о, якобы, бОльшем размере его рукавов, по сравнению с рукавами костюмов Арнольда.
Джесси возомнил, что у него больше бицепс и стал спорить со Шварценеггером на бутылку.
Тот с удовольствием принял пари, померился и, конечно, выиграл.
Забавно, но закономерно, что у авторов фильма было больше всего мороки с главным злодеем. Там с самого начала всё пошло не по плану.
Изначально хотели, чтобы инопланетный охотник был быстрым и ловким, как ниндзя.
Он должен был бесшумно скользить в джунглях – невидимый и смертоносный.
Исходя их этих соображений, роль дали бельгийскому каратисту Жан-Клоду ван Дамму, который недавно сыграл русского бойца в фильме 1986 года «Не отступать, не сдаваться».
Дальше история становится похожей на байку, но, похоже, что это всё-таки правда.
Возникла проблема – на фоне огромных качков щуплый каратист выглядел смешно, а не страшно.
Поэтому, когда Жан-Клод ван Дамм стал капризничать, жалуясь на то, что никто, дескать, не увидит лица звезды карате – его, вздохнув с облегчением. быстро заменили на Кевина Питера Холла – чернокожего гиганта.
Он был выше всех остальных актёров, а его лицо можно увидеть в финальной сцене с вертолётом, где он изображал одного из пилотов.
Именно из-за этой замены в моём советском отрочестве возникали споры о том, кто же на самом играл инопланетянина.
Кроме проблемы с актёром, возникли неприятности с дизайном.
Первоначальный облик пришельца предполагал что-то вроде муравья.
В джунглях это выглядело очень неубедительно, а кроме этого, непрактично – выступающие усики и ножки цеплялись за растительность.
Ещё одна идея заключалась в том, что ноги пришельца должны были иметь два вывернутых сустава. Актёр в костюме не мог передвигаться самостоятельно и предполагалось, что им будут управлять как куклой-марионеткой, с помощью сложной системы тросов.
Лишь при попытке смонтировать эту систему на съёмочной площадке выяснилось, что в джунглях это сделать невозможно.
Немного поэкспериментировав на месте и сняв пару дублей, команда пришла к выводу, что нужен принципиально новый пришелец.
Шварценеггер посоветовал обратиться к своему знакомому - Сэму Уинстону. С ним он работал над «Терминатором».
Режиссёр же, в свою очередь, обратился за идеями к Джеймсу Кэмерону, будучи его попутчиком в одном самолёте.
Кэмерон по первой профессии был как раз художником и создателем спецэффектов. Он и предложил несколько удачных идей – в частности, жвалы на морде инопланетянина.
А Сэм Уинстон разработала концепцию «всё в одном». У охотника всё необходимое должно было быть под рукой – арсенал, аптечка и устройство самоликвидации.
Вот в этом ролике сын Сэма беседует со Стивом Джонсоном, который был в команде «Хищника»
Вот его вольный перевод (с сайта http://www.filmz.ru) рассказа об участии Ван Дамма
— Нас всех собрали, — начинает рассказ Стив Джонсон. — Мы сидели за столом во вполне стандартной компании: продюсер Джоэл Сильвер, режиссёр Джон МакТирнан. На тот момент это был его второй фильм. Перед этим МакТирнан вошел в комнату весь на жутком пафосе и шлёпнул о стол пачкой рисунков, готовых дизайнов, изготовленных неким джентльменом, художником-постановщиком. Жуть была страшная. Скажем так, дизайны опередили свое время. Но голова была — просто караул…
И мне сказали: «Вот такую штуку мы хотим». Им нужно было существо с ногами назад, как у рептилии, длинными руками и этой ужасной башкой. А снимать они собирались в Мексике, на глинистой земле, в настоящих джунглях. Что было, естественно, физически невозможно сделать. Я им сказал, что ничего не выйдет. Они хотели, чтобы он скакал, как лягушка. Скакать должен был Жан-Клод Ван Дамм, который и не подозревал, во что вляпался. Он только сошёл с корабля из Брюсселя и думал, что сейчас начнёт показывать свои навыки в боевых искусствах всему миру. Ага, разбежался.
В общем, Ван Дамм влез в этот костюмчик. Помните, в начале фильма он пользовался маскирующим устройством? Шикарный эффект для своего времени. Для первых кадров у нас был специальный красный костюм. Красный цвет — противоположный зеленому в цветовом круге. На фоне зелёных джунглей нужен был красный. Значит, приходит Жан-Клод, и мы его наряжаем в этот красный костюм.
Мы-то думали, что он нормальный, такой же обыкновенный раб, как и все мы, что ему вышестоящие уже всё объяснили, но он-то, оказывается, думал, что именно так и будет выглядеть монстр в этом фильме. «Какая хрень, — говорит. — Бред. Я похож на супергероя!» Такой злой ходил! Я ему: «Жан-Клод, тебе что, не сказали? Это маскирующее устройство. Половину фильма ты будешь невидимкой. Это не ты». А он ещё сильнее разошёлся. Он-то думал, что покажет своё боевое искусство, что подерётся с Арнольдом Шварценеггером. Нереально! Совершенно нереально. Он не знал, что фактически будет работать каскадёром, понимаете? Мы сделали с ним первые кадры, но его всего аж трясло. Сидит на раскладном стульчике, и даже под маской видно, какие у него глаза, как напряжена шея. «Идиотская башка, — говорит, — ненавижу её, ненавижу. Ненавижу». Короче, ничего с этим Хищником не вышло.
Для создания нового монстра потребовалось остановить съёмки на восемь месяцев и увеличить бюджет на полтора миллиона долларов.
Перерыв пришлось сделать и из-за пищевого отравления, которое вся группа заработала из-за плохой воды и специфической местной пищи.
Проблемы с животом мучили актёров во многих сценах, что наложило на эти сцены неповторимый эмоциональный отпечаток, хорошо заметный для посвящённых.
Интересно, что при отлаженной голливудской технологии производства фильмов, всё равно многие проблемы приходилось решать на ходу.
Скажем, культовая способность невидимости пришельца родилась лишь в процессе поиска нужного спецэффекта прямо на рабочем столе дизайнера.
Изначально планировалось, что пришелец будет лишь менять цвет камуфляжа подобно хамелеону. Однако в процессе экспериментов случайно возник эффект лёгкой рассинхронизации двух слоёв изображения на месте графической маски.
Этот эффект так понравился авторам, что его решили взять за основу и доработали.
С тех пор такой способ маскировки поразил воображение миллионов зрителей, включая военных, которые заказали экспериментальные исследования для проверки возможности воплощения творческой идеи на практике.
Кровь пришельца тоже родилась прямо на площадке. Она должна была быть оранжевой, но первые попытки реквизиторов сделать кровь были крайне неудачными – все их творения очень плохо выглядели на зелёной листве. После этого в ход пошло содержимое «светящихся палочек», второпях купленных в магазине игрушек.
Больше всего возни на площадке пришлось проделать с самым известным предметом реквизита – скорострельным пулемётом.
Именно он больше всего запомнился всем актёрам, завидовавшим Джесси, игравшего роль пулемётчика.
Пулемёт, предназначенный для установки только на технику, потребовал множество модификаций.
Например, скорость стрельбы была уменьшена для того, чтобы было видно вращение ствола.
Однако даже после подготовки, стрельба холостыми патронами производилась в бронежилете для защиты от гильз и с подпоркой для компенсации отдачи.
Кроме реквизита, на мой взгляд, огромный вклад в успех фильма внесла гениальная музыка Alan Silvestri (Элан Силвестри) – одного из лучших голливудских композиторов.
Все эти детали здорово украсили фильм, но главное его достоинство – сюжетная драматическая структура.
Если внимательно присмотреться, то она двухслойная и многоступенчатая.
Идеально – в несколько ходов, подана интрига.
Вроде бы, сюжет линейный, но это только кажется.
Напряжение нагнетается от ключевой точки до точки. Информация подаётся по частям, постепенно раскручивая таинственность и увеличивая масштаб проблем.
Потом происходит сюжетный переворот, когда агрессор становится жертвой.
И хотя зрители догадывались о том, что в конце победит герой Арнольда, многочисленные сюжетные ходы подбрасывали им крупицы сомнения в счастливом исходе поединка.
Но перед самым выходом на экран у всех были самые серьёзные сомнения в успехе фильма.
«Хищник» не был блокбастером. Он был фильмом категории “B” - рядовая картина средней руки. Никто не ожидал от него никаких чудес, ведь даже участие в фильме яркой звезды ещё не давало полной гарантии хорошей кассы.
Сколько в то время было фильмов с многообещающими актёрами и авторами, которые проваливались в прокате, становясь не трамплинами, а могильными плитами для карьер амбициозных новичков!
12 июня 1987 года “Хищник” вышел на экраны в 1623 кинотеатрах США. За первую неделю он собрал более $12 млн. и практически полностью окупил затраты на свое создание. Всего же он заработал около ста миллионов долларов.
Но главное его достоинство не в деньгах, которые с его помощью заработали авторы, а во вкладе в массовую культуру.
«Хищник» был номинирован на премию «Оскар» за визуальные эффекты и признан если не высокохудожественным шедевром, то важным жанровым достижением. С годами он породил целую вселенную, где его герои стали жить самостоятельной жизнью. В итоге, это привело к появлению компьютерных игр и фильмов о противостоянии Хищников и Чужих.
Удивительно во всей истории этого фильма то, что он не создавался как начало эпопеи, и многие его детали сложились случайно, без тщательного планирования.
Хаос? Да, но сила искусства как раз в том и заключается, что она может из хаоса породить огромный живой мир. В этом мире профессионализм создателей и их любовь к творчеству превращают глупые шутки в культовые фразы, технические накладки в прогрессивные решения, а сомнительные идеи в популярные фильмы, которые долго не стареют и десятилетиями восхищают любителей фантастики.
- Страница для печати
- Войдите на сайт для отправки комментариев