«Тётя Маня из Самары» или «Портрет среднего телезрителя»

Mak_Sim аватар

(c) Максим Бухтеев

На каждом телеканале по-разному представляют себе своего зрителя. Но есть у них кое-какие общие черты, которые очень нравятся всем теленачальникам и рекламным бонзам. Они с удовольствием описывают их  подчинённым, облекая в мудрые директивы, «брифы» и техзадания.

В устном же разговоре, такой телезритель чаще всего выступает в виде формулы  «Тётя… из…». Я наугад выбрал одно из самых распространённых словосочетаний.

Итак, встречайте – Тётя Маня из Самары!

Не секрет, что на отечественном ТВ бал правят не зрители, а рекламодатели – они платят за «банкет», поэтому «музыку» заказывают именно они. Тёте Мане приходится соответствовать их высоким требованиям, следовательно, она - женщина. Ведь по статистике именно женщины делают большинство покупок и, следовательно, реклама делается для них.  

Тётя Маня обязательно живёт не в Москве. У Москвы и России рейтинги считаются отдельно. По Москве рейтинги ведут себя более непредсказуемо, жителей там всё же пока меньше чем во всей стране, поэтому проще и логичнее (кроме специальных случаев) считать рейтинги  по всей стране. Итак, вся страна - не Москва, значит Тётя Маня едет в провинцию.

Тётя Маня живёт в каком-то, относительно, крупном городе. Считать сельскую местность трудно. Пипл-метры (приборы измерители рейтинга) стоят, в основном в городах. Да и потом,  в деревнях ещё полно чёрно-белых телевизоров, которые в грозу показывают только полтора канала – как их считать и, главное, зачем?! Вот, поэтому и Самара. Как подсказали мне компетентные коллеги – там-то уж точно есть «пипл-метр».

Возраст у Тёти Мани неопределённый - «около тридцати». Почему так? Рейтинг считается по зрителям от  4 до100 лет. Рекламодателям, чисто теоретически, интересна аудитория  возрастом от 6 до 54 лет. Именно поэтому за эту аудиторию разворачивается конкурентная  борьба между разными каналами.  Однако, при всём этом дети - сомнительная аудитория.  Хотя их и  много среди телезрителей, рекламодатели их не жалуют (у детей мало денег), да и телебоссы не любят признавать, что они часто показывают похабщину и пошлость  детям и подросткам. Соответственно, тёте Мане не может быть меньше 18-ти. Представить же молодую женщину (около 20-ти лет), которая столько времени проводит перед телевизором, очень трудно. Даже  начальственное  воображение отказывается принимать условие, что у молодой женщины нет более интересного занятия, чем сидеть перед телевизором.  А перед  тётенькой, скажем,  лет 40 просто стыдно дурачиться, как  делает большинство крупных каналов. Поэтому «около 30-ти». Мол, это вроде как, и «молодёжь», но с другой стороны, вроде как, и «домохозяйки с деньгами».

Тётя Маня не имеет высшего образования. Это закон, аксиома, табу, заповедь! Тётя Маня, по представлениям  рекламных и телевизионных боссов, чего уж там скрывать, откровенно туповата.  

Во-первых,  сейчас отечественному телевидению интересна только массовая аудитория. Это произошло по ряду причин, вытекающих из логики развития российского ТВ. Ситуация медленно меняется, но пока все каналы стремятся к укрупнению и как можно большему охвату. Отсюда - усреднение всех параметров, а где усреднение, там упрощение и обобщение. Средняя черта проходит ниже ВУЗа и  посему Тётя Маня остаётся без диплома.

Во-вторых, это здорово упрощает и удешевляет работу. Тезис «Тётя Маня не поймёт»  является основным аргументом начальства в любом споре с подчинёнными. Если зритель туповат - зачем тратить на него деньги, если  «и так прокатит».  

Где работает Тётя Маня? Сложный вопрос, на который статистика не даёт вразумительного ответа. По статистике, среднее время смотрения телевизора у россиян около пяти с половиной часов  ежедневно.  Следовательно, Тётя Маня, как заядлый телезритель, должна смотреть ТВ гораздо больше. Откуда у неё столько свободного времени?! Загадка… Но, с другой стороны, чтобы покупать все рекламируемые товары, у неё должны быть деньги.

Может быть, ей их даёт муж? Идеальный вариант! Остановимся на нём. 

У Тёти Мани есть семья – факт. И в этой семье, по статистике, два телевизора. Дети в этой семье тоже есть, но они для статистики факт менее существенный, чем наличие телевизоров.

Дети – пасынки на отечественном ТВ. По условиям государственной  лицензии на вещание, почти все каналы вынуждены показывать какие-то детские передачи. Для любого российского канала это процесс вынужденный, а потому ненавистный.

Отсюда следует, что, вроде бы, у Тёти Мани есть муж и дети, но они существуют где-то и как-то отдельно.  Муж вечно на работе, а где дети – неизвестно. Возможно, в соседней комнате или Интернете.

Такая вот, образцовая  телевизионная семья.

Что любит Маня? Ну, конечно, всё, что «про любовь». Ну, естественно, всё что «наше». Она обожает «подешевле», потому что так «роднее». Всё это, само собой,  обязательно должно быть «просто».

Секс Тётя Маня не любит, потому что ей его не показывают. Спорт ненавидит, но иногда, почему-то, смотрит. Насилие не любит, но боевики смотрит всегда. Тётя Маня очень любит животных, но передачи про них смотреть наотрез отказывается. Пошлые шутки не любит и не слушает,  но, если «случайно» наткнётся, всегда с удовольствием и громко смеётся.

Тётя Маня любит ощущать себя умной, поэтому не любит, когда её учат. Она хочет, чтобы её развлекали, но без материальных затрат и физических усилий. 

Тётя Маня консервативна. Она не любит нового. Это её пугает.

Тётя Маня инертна, а если сказать проще, то  слегка тормознута. У неё есть пульт от телевизора, но ей не всегда хватает реакции для того, чтобы переключить канал, когда начинается реклама. Поэтому время в начале рекламной паузы всегда самое дорогое – если Тётя Маня смотрит фильм или передачу, то первые пару рекламных роликов посмотрит обязательно. 

В рекламе – главное звук. Ведь, как гласит поговорка – «Женщины любят ушами». Поэтому все рекламные сообщения обязательно проговариваются вслух, желательно в рифму и нараспев. Тётя Маня слегка ленива, поэтому часто она не переключает рекламу, а просто отворачивается. Но уши-то она при этом  не затыкает, поэтому рекламу  слышит всегда.

Собственно, за всё это на ТВ очень любят Тётю Маню из Самары. Она была бы идеальным спутником жизни для любого телевизионного или рекламного топ-менеджера, если бы не одна, но очень  вредная привычка.

Дело в том, что Тётя Маня любит смотреть передачи конкурентов. Да что уж скрывать, Тётя Маня - та ещё неблагодарная  стерва. Дай ей только возможность (рекламную паузу) – она тут же сбежит на другой канал.  Делаешь ей всё, как она любит – что-то дешёвое, глупое и про любовь, а она не хочет это смотреть и всё тут!

Что с этим делать и, главное, надо ли вообще делать – совершенно непонятно. В конце концов, Самара - это же где-то далеко и кто их там поймёт, что им надо?    

Вверх
Никто ещё не голосовал
Голосов пока нет