16 правил сценариста
- Кино |
- TV |
- Информация
William Martell,
Sixteen Pointers to Better Description. Explaining what we can do to improve the writing that comes in-between that brilliant dialogue (Issue 8.2 Feb 2000), Heart Transplant. Another series of scriptwriting articles kicks off (Issue 8.6 June 2000) Hitchcock's Chocolates. Writing the "environmentally friendly" script (Issue 8.7 July 2000) - www.raindance.co.uk/filmmakers.htm
перевод и адаптация -
Правило 1. Только не натюрморты
Не предавайтесь долгим описаниям вещей или интерьера. Дизайн все равно будут делать художники, а у читателя есть воображение. Чаще всего фразы "Спальня Мити, утро" вполне достаточно. Ваша работа - описать действия героев.
Правило 2. Деталь
Иногда нужно дать деталь. Например, "Спальня Мити, утро. На полу разбросано женское нижнее белье". Или "Спальня Мити, утро. На стене залитая солнцем пастельная акварель". Обратите внимание, что эти детали делают характер персонажа. Это два разных Мити!
Правило 3. Прятать описание
Описание можно спрятать в действие. "Спальня Мити, утро. Митя спускает ноги с низкой советских времен кушетки и наступает на белый шелковый лифчик". Читатель сконцентрирован на Мите, и ему не скучно читать "спрятанные" описания кушетки и лифчика.
Правило 4. Экономичное письмо
"Экономичное письмо" одновременно описывает действие, интерьер и персонажей, как это было показано в предыдущем совете. Писать экономично - это квалификация сценариста. Для прочувствования представьте, что вы будете посылать сценарий телеграммой, и каждое слово стоит 2 гривны.
Правило 5. Фильтруйте слова
Первый вариант сценария можно писать методом мозгового штурма. При брейн-сторме на бумагу выплескиваются все слова, которые пришли на ум, но затем сценарий переписывается и отбирается одно из, может быть, пяти. Читателю подается только отфильтрованный вариант.
Правило 6. Более конкретный синоним
Постарайтесь в каждой сцене заменить часто встречающиеся общие глаголы или существительные (идет, говорит, смотрит, дом, женщина) их более конкретными синонимами.
Правило 7. Но мне нужно описать это место!
Хорошо, если художники будут решать, как это будет выглядеть, то сценарист вправе описать, как это чувствуют персонажи
Правило 8. Тропы
Все поэтические тропы в вашем распоряжении. Метафоры, сравнения, синекдохи, ономатопоэтики. Только не увлекайтесь. Тропы должны работать на сценарий, то есть в конечном итоге на эскейпизм читателя, а не демонстрировать вашу оригинальность.
Правило 9. Правило четырех строк
Никакое действие не должно занимать в сценарии больше четырех строк. Если сцена занимает не меньше страницы, разбейте ее пустыми строками. Четыре строки - пробел, четыре строки - пробел. Это называется "избавляться от черноты".
Правило 10. Осторожней!
Другой способ разбить длинную сцену - вставить на страницу хотя бы одну реплику персонажа, даже если это будет выкрик "осторожней!" или "черт!".
Правило 11. Еще быстрей
Оживите описания смешными словами или звуками, например, ШТРЯФК! или КЛАЦ! Используйте односложные предложения типа ВЫСТРЕЛ.
Располагайте одно предложение в абзаце.
Правило 12. Описание персонажа
Придумайте персонажам короткие емкие описания. Например, "крашеная брюнетка, секретарша в непонятной конторе на Святошино".
Правило 13. Еще быстрей
Употребляйте энергичные описания действий. Не "Митя пытается погладить ее, и ему, кажется, удается", а "Митя кладет руку ей на грудь". Поменьше запятых. Побольше точек. Пишите уверенно, вы должны поставить читателя перед фактом - он читает сценарий человека, знающего о чем он говорит.
Правило 14. Переворачиватели страниц
Лаурисио подкрадывается и: (тут надо перевернуть страницу). Мартел говорит, что специально добавлял пустые строки или убирал что-то, чтобы момент саспенса приходился на конец страницы. Можно специально напустить саспенсу в конце страницы. Например, "Митя входит. Никого нет. Вдруг он слышит шаги" - переворачивается страница - "Из кухни выходит мама". Переворот страницы - как переход между программами на телеканале, очень ответственный момент.
Правило 16.Режьте
Убирайте слова. Убирайте прилагательные и наречия. Безжалостно. А уж сколько "и" и "но" можно вычеркнуть без ущерба для сценария:. Вычеркивайте предложения, несмотря на то, что их написали вы. Сценарий должен быть стройным. Конечно, жалко. А не жалко, если читатель бросит читать на второй странице?
- Страница для печати
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Комментарии
Re: 16 правил сценариста
У меня к опытным сценаристам один вопрос. ( Прежде всего, давайте сразу опустим мысли по поводу того, что нужно платить две гривны за каждое слово. Ваши статьи может читать и миллионер).
В этих правилах отсутствует упоминание об эмоциональном состоянии персонажей. Ведь актер, читая сценарий, тоже должен иметь представление, кого ему предстоить играть. Чтобы быть яснее я приведу небольшой диалог из написанного мной сценария. Я хочу вас спросить, может ли сценарий быть таким или все-таки я пишу в сценарии лишнее? Мне необходимы знания, поэтому критикуйте.
"- А на заказ вы не играете, молодой человек?
- Молодая леди желает концерт по заявкам? - любезно осведомился парень, - это стоит дорого.
Девушка бросила на парня пренебрежительный взгляд и извлекла из кошелька стодолларовую купюру. Зажав ее между пальцев она усмехнулась:
- Если твои струны заденут мое сердце, эта бумажка станет твоей.
Парень не менее пренебрежительным взглядом посмотрел на зеленую купюру.
- Леди желает услышать серенаду? - улыбнулся он.
- Почему бы и нет? До сих пор никто еще серенады мне не пел, - девушка смотрела на гитариста красноречивым взглядом, ясно указывающим на то, что она прекрасно понимает, что никакой серенады она конечно не услышит.
Парень глубоко вздохнул и с грустью сказал:
- Боже! Боже! Чего только не сделаешь ради зеленой бумажки.
Затем с уверенностью в голосе произнес:
- Милая леди, все будет исполнено в лучшем виде."
Re: 16 правил сценариста
По моему, ни приведённый отрезок, ни большая часть правил к сценариям не имеет никакого отношения.
Re: 16 правил сценариста
сценарий должен выглядеть ка краспорядок дня -
8 00 - подьем
900 завтрак
и так далее
Или как инструкция по эксплуатации.
То что представленно как отрезок - скорее часть повести какойнибудь.
То что представленно как 16 правил - скорее правила - как укоротить сценарий чтоб его отправить покупателю. Собственно полезности мало =( Но в общих чертах. Если прям совсем не понимать что такое сценарий - комуто это поможет.
И все таки слово читатель неприминимо для сценария. Читатели есть у книг, рассказов. А сценарий , как и например инструкцию - читает пользователь, в случае со сценарием - человек который купит его. Он его рассматривает не как великолепный эпос, полный фразеологизмов, метафор и прочего. Ему нужна конкретика. Но он не читатель в обычном смысле этого слова.
Re: 16 правил сценариста
Допустим, сценарий это сухое издожение действия. Но если предположить, что фильм снимается не по литературному поизведению, то как в таком случае актер узнает, что вот в этом месте он говорит с легкой иронией, а вот в этом месте и вовсе сарказм. Неужели режиссер должен абсолютно каждому актеру давать психологический портрет персонажа? Ведь актеры тоже не дураки. Им достаточно прочитать и они поймут, что от них хотят. А для этого необходимо хотя бы минимально отобразить это в сценарии. Например, я актер. Я читаю по сценарию, что ко мне пришла подруга. Далее мы здороваемся. И что мне делать? Радоваться тому, что она пришла или с досады скрипеть зубами. Вот мол опять притащилась. Как актер это узнает, если это не отобразить в сценарии?
Re: 16 правил сценариста
Хм... Насколько я понимаю, в актёрских ВУЗах учат понимать "сверхзадачу персонажа". Это понимание вытекает из прочетния ВСЕГО сценария и режиссёрских установок. А далее из этого всего следует конкретная реакция персонажа в каждой конкретной сцене.
Сыграть-то можно по-разному.
Re: 16 правил сценариста
Милан жжот напалмом.
Re: 16 правил сценариста
Для этого можно делать сноски, можно в конце сценария расписать харктер героя ( уже красочно и полноценно). Но сам сценарий это действия Акт первый Акт второй ( ну да больше всего напоминает пьесу)
Re: 16 правил сценариста
Милан, Ваш отрывок, к сожалению, к сценарию не имеет никакого отношения. И из опыта скажу. Сценарий должен содержать только описание того, что зритель УВИДИТ и УСЛЫШИТ. Все ремарки, отвечающие на вопрос "как?, какой?" и т.п., например, любезно осведомился парень, - признак дилетантизма и непонимания, что есть сценарий как таковой. Сценарий, в первую (ну или во-вторую, кому как) очередь, есть документ, на основании которого расчитывается и выделяется бюджет. И все ваши "любезно", "пренебрежительно" - отобьют охоту с Вами общаться у любого продюсера. Кроме того, актеры Вас проклянут за эти ремарки. Они, как и режиссер лучше Вас знают, как должна быть сказана та или иная реплика. Почитайте интервью. Например, Кристофер Уокен говаривал, что вообще мог отказаться сниматься, если в сценарии есть ремарки "неистово", "усмехаясь" и т.п. Т.к. это признак непрофессионализма. Из предложения "Парень глубоко вздохнул и с грустью сказал" должно остаться максимум "Парень вздохнул". И то, я бы убрал и это и сразу бы описал диалог. Сценарист не режиссер. И всеми этими "глубоко", "с горечью", вы влезаете не на свою территорию и режиссеру с актерами потом будет труднее работать над этим сценарием. Т.к. эти ремарки будут только мешать.
Re: 16 правил сценариста
В грамотно написанном сценарии характеры ярки и понятны без всяких сносок в конце. Это кино. Все должно быть выражено визуально. То есть, в литературе вы можете написать в описании персонажа, например, "Жорик закончил всего три класса". Но в кино Ваша задача как сценариста выразить это в конкретной сцене через конкретное действие. И чем "вкуснее" это выражено, тем более дорого Вы стоите как сценарист. Не субтитрами же в готовом фильме писать все эти сноски с характеристикой персонажа.
Re: 16 правил сценариста
В тему завязавшейся дискуссии о ремарках я вспомнил об одной сцене из "Место встречи изменить нельзя" - когда милиция устроила для Фокса засаду в ресторане.
В сценарии эта сцена была снабжена пометкой: "Фокс входит в ресторан и звериным чутьём чувствует засаду".
Александр Белявский, играющий Фокса, не сразу понял её и обратился за разъяснениями к режиссёру. Тот тоже не стал её разжёвывать и сказал: "Просто входи в ресторан и всё - там видно будет".
Белявскому пришлось самому думать что и как делать. Но сцена в результате получилась весьма яркой.
Re: 16 правил сценариста
Название надо изменить.
Тут не 16 правил, а всего 15.