Как быстро и дешево создать документальный фильм
(Вредные советы для продюсера)
Сначала надо найти автора. Поспрашивайте у секретарш, администраторов – может быть, кто-то из них хочет стать автором? Главное в этом деле – грамотно поставить задачу. Сценарий должен быть готов за пару дней и точка! Данный подход будет способствовать динамичности и драматизму сюжета.
В сюжете обязательно должна быть интрига. Интрига обычно заключается том, что зритель всю первую половину фильма вообще не догадывается о чём в нём идёт речь. Но для хорошего сценария одного этого не достаточно.
Напомните автору сценария ввести в повествование как можно больше персонажей, сюжетных линий и прсото инородных предметов. По ходу действия они должны внезапно появляться и исчезать без всяких видимых на то причин. Этот приём позволит держать зрителя всё время в напряжении – он ведь не знает, что вы выкинете в следующую минуту.
Если автор сценария уже забыл как называлась последняя книга, которую он прочитал – купите ему другую. Желательно с очень громким названием, типа, “Сто самых знаменитых…”.
Кстати, и название для фильма надо неизменно выбирать такое, чтобы у зрителя свело зубы от пафоса. Например – “Разгадки тайн тысячелетия” или что-то в таком духе. Помните, название, да и сам фильм, должны воспитать в зрителе уверенность, что просмотр данной передачи заменит ему, школу, институт, университеты и прочие академии. В общем, сэкономит ещё кучу времени, которое зритель мог бы потратить впустую за чтением книг. Главное, не проболтаться, из какой популярной книги сам автор сценария выписал все свои озарения. А то, чего доброго, зритель пойдёт и сам купит эту книгу. Вдруг надо будет потом срочно освоить бюджет по статье “производство документального сериала”. А тут у вас уже готовы сценарии 99 серий монументально-документального цикла “Сто самых таинственных…”!
Теперь о съёмке. Надо найти режиссёра. Желательно с амбициями. Чтобы не платить ему много денег – пообещайте максимальную творческую свободу. Пусть творит что хочет – ведь ни копейки, сверх того, что уже запланировано он на свои изыски всё равно не получит.
Подыскивается ведущий. Его главная задача – не “вести” что-то, а произнести вполне конкретный текст, который напишет автор. Все тексты, как правило, объединяет то, что все они несут отпечаток личных бытовых проблем автора, поэтому ведущий должен сохранять невозмутимость во время произнесения самых нелепых сентенций. Его спокойствие, одинаковая интонация и однообразные движения лишь подчеркнут серьёзность произносимого.
Одеть ведущего лучше всего естественно (это всегда вызывает симпатию к нему со стороны зрителя), поэтому оставьте его в том, в чём он пришёл на съёмки. Так как съёмки обычно назначаются в самое неожиданное время, то ведущий может приехать на них хоть в пижаме! Этот подход обеспечивает необходимую импровизацию в одежде.
Если у вас есть водитель, то он может стать оператором. И в машине и в камере есть кнопки. Так если нет разницы – зачем платить больше? На задворках офиса заставьте ведущего побегать по клумбам – если речь в фильме идёт о том, что никак нельзя снять бесплатно. Или снимите его на фоне стены вашего кабинета – обычно это самое чистое место в офисе.
Если фильм рассчитан на молодёжную аудиторию – скажите оператору, чтобы снимал без штатива и с похмелья. Трясущаяся картинка выглядит очень модно, по крайней мере, в этом уверены те, кто будет принимать работу. Мнение молодёжи на этот счёт неизвестно, но, так как молодёжь всё равно телевизор редко смотрит, этим можно и пренебречь.
Чтобы дать оператору максимальную творческую свободу – не ограничивайте его рамками режиссёрских директив, не навязываёте ему визуального решения. Прислушайтесь к мнению специалиста! Скажите ему просто – “поснимай здесь что-нибудь минут пять”, а потом спокойно идите перекусить или перекурить. Снятый же материал не просматривайте до монтажа, и вас будет ждать приятный сюрприз!
Если фильм предназначается для людей с тонким художественным вкусом, то снимайте больше зелени. На переднем плане обязательно должны быть ветки, листья и кустики чертополоха. Ведущий может пробираться сквозь них с треском и шумом, но при этом с одухотворённым выражением лица. Его стойкость обязательно произведёт впечатление на зрителя – принимающего редактора с канала, ведь естественные растительные объекты всегда вызывают нездоровый восторг у изнеженной творческой публики.
А чтобы окончательно добить эстетов – используйте светофильтр, который размывает картинку, превращая её в подобие грязного пятна, на котором нельзя разглядеть ничего конкретного. Это усилит художественный эффект тем, что даст волю фантазии смотрящего.
Если у вас нет под рукой светофильтра – оставьте эту проблему на монтаж. Там всегда можно положить какой-нибудь эффект, затрудняющий зрителю просмотр. Это может быть дёрганье картинки, её затемнение или просто грязь, имитирующая повреждения киноплёнки из бабушкиного домашнего архива.
Это называется “насытить картину деталями”. При этом подразумевается, что зритель будет с большим интересом разглядывать мелькающие на экране закорючки, чем следить за тем, что говорит ведущий. Мы же знаем, что ожидать от нашего автора сценария!
Очень важная часть документального фильма – реконструкция. Пусть вас не пугает это наукообразное слово. Реконструкция – это очень просто.
Берётся первый попавшийся театральный костюм и надевается на водителя… Хм… Он же, вроде у нас уже оператор… Ну, тогда оденьте в костюм звукооператора. Вся реконструкция будет происходить на фоне заунывной музыки и убаюкиващего закадрового текста, поэтому на съёмках звук записываться всё равно не будет.
Некоторые, так называемые, специалисты, утверждают, что, дескать, костюм должен чему-то там соответствовать. Чтобы потрафить таким экспертам есть ряд простых приёмов.
Все костюмы делятся на исторические, советские и обычные. Исторические это тулуп, кафтан, а иногда какая-нибудь холстина. Советские, это любая военная форма. Обычные то, что валяется на антресолях у бабушки. Остаётся только подобрать костюмы из какой-либо одной категорий и дело сделано!
Где снимать реконструкцию? Так как ни в один приличный музей вашу съёмочную группу всё равно не пустят (тем более бесплатно), то снимать будем снаружи. Назовём это “натурными съёмками”, а дальше всё просто. “Актёр” походит туда сюда перед камерой, снимем пару крупных планов его ног и готово. Главное, чтобы прохожие в кадр попадали не очень часто.
Да и ещё, если снимаете реконструкцию из советской жизни, то не забудьте снять крупно пепельницу с окурками. Не знаю зачем… положено, так положено.
Теперь насчёт музыки. Самая лучшая музыка для фильма это та, которую генеральный продюсер слушает в машине. Постарайтесь незаметно стащить у него диск из "бардачка" и вас ждёт удивительный творческий успех. Как правило, именно продюсеры, а не какие-то там звукорежиссёры или музыкальные редакторы, обладают удивительным художественным вкусом и музыкальным чутьём… да, да… так им и скажите. В общем, насчёт музыки претензий не возникнет.
Что ещё? Ах, монтаж и прочее… Тут всё элементарно. Как известно, всё сейчас делается на компьютере. А компьютер он и есть компьютер! Кто у вас в офисе лучше всего обращается с компьютером? Правильно! Тот, кто больше всего на нём работает, то есть секретарша! Вот её-то и посадим в монтажную…
Лучше всего, (то есть дешевле !) смонтировать весь фильм у себя на домашнем компьютере. Это прогрессивное направление в телепроизводстве пока тормозится ретроградами, называющими такой способ создания фильмов “домашнее видео”. Не слушайте их! Это же дешевле!
Главное в выборе такой “студии”, чтобы в компьютер “хоть чучелом, хоть тушкой” можно было запихать материал, а там уж всё пойдёт как по маслу.
Как гласит продюсерская мудрость - монтаж это “когда выбирают все хорошие планы, ставят их вместе, а потом те, что похуже выкидывают”. Вот это и есть суть вопроса. Это Эйзенштейн чего-то там мутил непонятное… диалектика… вертикальный монтаж… С тех пор техника шагнула далеко вперёд. Запихал материал в компьютер – большую часть дела сделал! Потом все плохие планы (это те, которые не влезают в хронометраж) выкинул и можно сбрасывать всё на мастер кассету.
Ну вот, с монтажём разобрались! А, спецэффекты! Конечно… Лучший спецэффект в фильме это титры. Титры – главное в фильме. Особенно финальные. Некоторые утверждают, что титры читают только те, про кого в них речь, но это совершенно не так. Титры читают ещё и принимающие редакторы с канала.
Поэтому титров должно быть больше, они должны быть крупными и красивыми. Не стесняйтесь пару десятков раз позвонить редактору и спросить каким размером шрифта лучше написать его фамилию в финальных титрах - крупным или огромным. Спросите, кто ещё в их отделе хоть краем глаза видел фильм – их обязательно надо вписать всех! Вообще, пишите как можно больше фамилий. Чем длиннее титры, тем солиднее выглядит весь фильм. Кстати, знаете ли вы, что хронометраж титров учитывается как общий хронометраж фильма? Таким образом, если вы чего-то не сняли, вы всегда можете удлинить титры на пару минут, просто замедлив их или вписав туда знакомых уборщицы.
Что же касается титров в самом фильме, то тут тоже не надо стесняться. Повторюсь, принимать фильм будет редактор, а значит надо дать ему работу в которой он хоть что-то (в идеале!) смыслит, а именно проверку правильности написания всех титулов и регалий лиц, участвующих в фильме.
Есть ещё такая вымирающая стадия производства как “озвучание”. Эта технологическая стадия анахронизм, который из каприза и косности руководства никак не сойдёт с производственной сцены. Музыка, как вы помните, у нас уже есть, так неужели вы не найдёте микрофона!
Спросите у знакомых детей – они же играют на компьютере, значит где-то у них должен быть микрофон. Вам останется воткнуть его в первый попавшийся разъём, примерно подходящий по размеру и дело сделано.
Диктор наговорит текст и надо будет просто “свести звук”. Что это такое? Ну, это когда все голоса, музыка и шумы записываются на одну дорожку, проще говоря, сваливаются в одну кучу. Если после всего этого вы сможете расслышать то, что говорит диктор, можете считать это вашей творческой удачей – такое не каждый день случается.
Теперь что касается дикторского текста. Главная задача таких “закадровых кусков” дать зрителю время для раздумий… ну или для других не менее важных дел - вытаскивания шлёпанцев из-под кровати или отправления естественных надобностей. Поэтому старайтесь сделать такой текст крайне насыщенным совершенно ненужной зрителю информацией. Помните, чем более спрессована в такой месте информация, тем быстрее мозг зрителя выйдет из строя. Дайте мозгу отдохнуть! Зритель вам сам скажет потом спасибо.
Для этого надо дикторский текст максимально насытить цифрами - цифры со школы вызывают у всех отвращение. Называйте больше имён, названий и научных терминов – это собьёт кого угодно. Интонация при произнесении такого текста должна быть ровной и нудной – это убаюкивает и притупляет сознание.
Итак, таким способом вы убиваете целое стадо зайцев.
Первое, текст выглядит очень солидно – ведь зритель в нём ничего не понял.
Второе, зритель отвлёкся, значит тут вы можете себе позволить максимально расслабиться. Если не хватает хронометража, в конце закадрового текста можно вставить пустой кусок под фоновую музыку – это пауза для тех зрителей, которые не успели вернуться из соседней комнаты или переключить канал обратно. Деваться ему будет некуда, ведь на других каналах в это время, скорее всего, будет идти реклама.
Наконец, за время пока идёт нудный кусок закадровго текста, зритель забудет что же было в начале фильма и вы со спокойной душой можете ещё раз повторить все удачные куски. Чего такому добру пропадать?!
Ну вот, вроде и всё. Дело за малым, т.е. за пиаром. Пиар, это анонс в газете.
Обязательно проследите, чтобы в анонсе ни в коем случае не шла речь том, что же будет в фильме. Это называется “создать интригу”. Поэтому лучше всего подсунуть для анонса вообще другую передачу или фильм. Так достигается эффект неожиданности – пока зритель сообразит что к чему, он успеет по ходу фильма просмотреть пару рекламных блоков!
Вот и вся премудрость – приятного просмотра!
(с) Максим Бухтеев
- Войдите на сайт для отправки комментариев