Создание «Звездных войн»: система контроля движения камеры
Автор: Н. Маркалова
http://www.mir3d.ru
Проблема в том, что Лукас хотел видеть свои бороздящие космос корабли будто снятыми реальным объективом. Для этого объекты должны были приближаться, пролетать мимо и удаляться от камеры, которая бы разворачивалась на 180 градусов, чтобы взглянуть вслед кораблю. В те времена такие кадры были невозможны – слишком много проблем было с созданием блуждающей маски. Поэтому все «эффектные» сцены снимались статичной камерой.
Задача создания такой системы изначально стояла перед главным супервайзером новой студии Джоном Дайкстрой.
Джон Чарльз Дайкстра родился 3 июня 1947 года в Лонг-Бич, Калифорния. Сын инженера-механика с детства увлекался рисованием и фотографией, а в 9 лет уже экспериментировал с собственной камерой. Поступив в Государственный университет Лонг Бич на факультет промышленного дизайна, он быстро понял, что работа по этой специальности будет ему не интересна. Вместо этого он увлекся кино. Творческий ум и изобретательность Джона пришлись как раз в пору в индустрии спецэффектов – в 1971 году Даглас Трамбулл нанял Дайкстру для работы над фильмом «Штамм «Андромеда»».
Трамбулл был тем человеком, который сделал потрясающие эффекты для фильма Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея», на съемках которого был впервые использован прототип системы контроля движения.
Дело в том, что для создания кадров, в которых два корабля пролетали мимо камеры, двигаясь с разной скоростью, нужно было заснять отдельно оба корабля, отдельно звездное поле и отдельно – бортовые огни. Все это должно двигаться мимо камеры под одинаковым углом и с одинаковой скоростью, чтобы потом все эти объекты можно было сложить с помощью оптического принтера, предварительно сделав маски для каждого из них. Все элементы в такой системе снимались покадрово, потому что для того, чтобы показать маленькие корабли большими, нужно было прикрывать диафрагму камеры, обеспечивая таким образом глубину резкости, которая превращает маленькую модель в огромный корабль. Но если вы закрываете диафрагму, вам требуется больше света для съемки моделей или большая выдержка. Выдержка каждого кадра при съемке моделей для фильма «2001: Космическая одиссея», например, составляла несколько секунд. Естественно, в такой ситуации нельзя снять 24 кадра в секунду, поэтому приходится использовать покадровую съемку.
Но вернемся к системе контроля движения - с ее помощью можно было снять одинаковые изменения ракурсов камеры для звездного поля, планеты, нескольких кораблей, источников света, лазерных выстрелов. Все это снималось отдельно и потом складывалось в единую картину в оптическом принтере. «Когда у нас есть позиция камеры для каждого кадра, мы можем повторять ее движения, сколько потребуется, - рассказывает Дайкстра. – ILM ускорили вторжение электроники в кинопроизводство. Мы взяли архаичные камеры, которые были созданы еще до нашего рождения, и модернизировали их. В 1975 году никто не изобретал камер для кино».
Это очень сложный процесс, поэтому система должна была оставаться нетронутой, пока не придет обратно готовый композит, ведь если там будут ошибки, нужно будет переснимать нужные элементы. И камера не должна была двигаться, потому что иначе она не могла бы снять все элементы заново. Это сильно тормозило создание эффектов к фильму, нужно было искать какой-то выход. Для «Звездных войн» надо было сделать 350 планов с эффектами, каждый из которых включал до семи различных элементов.
«Нам нужна была система, которую бы можно было разобрать, чтобы продолжить делать кадры, - продолжает Дайкстра. – Нужно было иметь возможность записывать информацию и повторять ее через несколько дней. Раньше, до изобретения нашей системы такие фильмы тоже снимали, но создание панорамных движений камеры, зуммирования и изменения ракурса и корректное наложение масок было настолько сложным, что этого никто не делал. Поэтому в ранних фильмах движения моделей были просто линейными».
Система Дайкстры решила все эти проблемы, поскольку запоминала все движения и повторяла их идентично столько раз, сколько потребуется. Этот механизм был комбинацией тех достижений, что уже были реализованы: особая камера, особый механический риг и специализированный электронный прибор. Все вместе шуточно называлось «Дайкстрафлекс».
«Все части конструкции были так или иначе разработаны ранее, - поясняет Дайкстра. – Даг Трамбулл частично тоже в этом поучаствовал, потому что почти все, кто так или иначе причастны к созданию этой системы, работали под его началом. Это не новый концепт, он витал в воздухе еще с тридцатых годов. Кода мы работали с Дагом, у нас была подобная камера, но она не была настолько продвинутой, у нас была весьма продвинутая электронная система, но тогда она не была настолько действенной. Мы использовали достаточно продвинутый механический риг, но не настолько гибкий. Все эти части разработаны задолго до создания «Дайкстрафлекса».
«Мы поставили перед собой две бутылки вина, сели с Алом на полу моей гостиной, и начали рисовать систему, – рассказывает Джон Дайкстра. – За какие функции будет отвечать электроника, как будет работать механика и какими особенностями должна обладать камера. Позже в создании системы принимали участие Дон Трамбулл, Ричард Александер, Билл Шорт и Ричард Эдлунд. Так или иначе, они все достойны упоминания».
«Вся система была создана для «Звездных войн», - подхватывает Ричард Эдлунд. – Джордж дал нам клип, в котором были показаны воздушные бои Второй Мировой. Съемки отражали динамику и движение кораблей, которых он хотел достичь. Моей главной заботой была камера. Она должна быть как можно меньше, чтобы мочь приблизиться к объекту съемки как можно ближе. При этом нужно было сохранять глубину резкости. При съемке миниатюр глубина резкости становится проблемой, потому что фокусные расстояния слишком малы. Но весь корабль должен быть абсолютно резким, иначе он кажется миниатюрой. Один такой кадр может уничтожить весь фильм и твою репутацию. Я модифицировал объектив, добавив стопов, и уменьшил головку камеры, чтобы корабли могли летать над ней, а мы могли видеть их днища. Это дало иллюзию того, что камера намного меньше, чем на самом деле, а, соответственно, корабли – больше».
Вся работа по механической части тоже проводилась на том же складе, где тогда базировалась ILM: сварка и пайка, резка металла, приладка моторов и подгонка оборудования. «Железо» в итоге обошлось в 60 тысяч долларов, а создание системы заняло полгода и было завершено к декабрю 1975.
На самом деле попытки соединить два снятых в разных местах и разное время изображений предпринимались и раньше: в 1916 году оператор Томаса Эдисона Джеймс Бротигэм снял замок и белую фигуру призрака с помощью двойной экспозиции, вручную синхронизировав движения камеры, применив лебедку.
Попытки создать синхронизированное движение разных элементов фильма предпринимались крайне редко: следующим изобретателем был работающий в MGM О.Л. Дюпи, который в середине 40х изобрел систему, записывающую движения камеры на звуковую дорожку пленки. Эта система успешно применялась для нескольких картин, включая «Американец в Париже» (1951). Одновременно с ним свою систему, способную повторять движения камеры несколько раз, изобрел и Гордон Дженнингс в Paramount. Его система тоже записывала движения на пленке. Систему Дженнингса использовали, чтобы снять одну из самых зрелищных сцен в фильме «Самсон и Далила» (1949). Дюпи и Дженнингс получили технический «Оскар» в 1951 году.
Следующим изобретателем был Джон Уитни. В 1957 году они купил аналоговый военный компьютер, который в свое время был частью системы противовоздушной обороны, и переоборудовал его для работы с камерой. Но он не использовал ее для создания спецэффектов, его система применялась позже для создания эффекта «звездных врат» для фильма «2001: Космическая одиссея» и была названа системой «слит-скан».
Даглас Трамбулл создал новую систему, записывающую движения камеры на обычный аудио магнитофон для фильма «Штамм «Андромеда» (1971).
Следующим этапом в деле построения продвинутой системы контроля движения был Джон Дайкстра и его работа для «Звездных войн». Созданная им система применяется и сегодня.
- Страница для печати
- Войдите на сайт для отправки комментариев