Поля надежды или Последний год нового русского кино
Столько лет все говорили о кризисе в отечественном кино, имея ввиду кризис творческий, что когда наступил кризис экономический, нашлись люди, которые этому даже обрадовались. Наконец-то прекратилась вакханалия с вдуванием бессчетных бюджетов в отечественные проекты, когда создатели фильмов брали штурмом кинозалы не уменьем, а числом, чем за недолгие годы возрождения российского кино ухитрились напрочь отбить охоту у зрителей смотреть локальный продукт. Прошедший 2009 год заставил инвесторов считать деньги, отказываться от непрофильных активов и выводить средства из заведомо убыточных производств. В результате этого сотни участников кинопроцесса остались без работы, многие кинопроекты, не успевшие начать производство до 2009 года, в итоге остались без государственного финансирования. Для тех, кто потерял работу это, несомненно, печально, но для рынка кино год оказал оздоравливающее воздействие. По крайней мере, у зрителей появилась надежда, что в грядущем году он не увидит многобюджетных фильмов ужасов, а это уже немало.
С другой стороны, год ознаменовался приходом в отечественное кинопроизводство голливудских студий, которые видят в отечественном рынке большой потенциал. Началось это еще в 2008 году, с картины «В ожидании чуда», но полноценное развитие можно было наблюдать только в 2009-м. Пока в их фильмах больше русского, чем голливудского, но не все сразу. Будет и на нашей улице праздник. Уже тот факт, что «Книга мастеров» вошла в десятку самых прибыльных проектов уходящего года, а «Каникулы строгого режима» и «Самый лучший фильм 2» окупили производство еще на этапе проката, имеет немалое значение для дальнейших шагов студий в сторону производства локального продукта.
Таблица лидеров кассовых сборов
№ п.п. | фильм | дистрибьютор | количество копий на старте | Заявленный бюджет, млн. $ | Общий сбор, $ | сборы/бюджет |
1 | Обитаемый остров. Фильм 1 | Каропрокат | 916 | 18,3 | 21 836 900 | 119,33% |
2 | Любовь-морковь 2 | Каропрокат | 931 | 3,5 | 17 846 600 | 509,90% |
3 | Каникулы строгого режима | Двадцатый век Фокс СНГ | 1035 | 4 | 17 532 700 | 438,32% |
4 | Тарас Бульба | Централ Партнершип | 648 | 25 | 17 040 800 | 68,16% |
5 | Стиляги | Централ Партнершип | 893 | 15 | 16 806 500 | 112,04% |
6 | Самый лучший фильм 2 | BVSPR | 948 | 6,4 | 12 850 850 | 200,79% |
7 | Книга мастеров | BVSPR | 691 | 8 | 10 820 000 | 135,25% |
8 | Любовь в большом городе | Каропрокат | 673 | 3,5 | 9 119 700 | 260,56% |
9 | Обитаемый остров: Схватка | Каропрокат | 859 | 18,3 | 6 070 100 | 33,17% |
10 | Царь | Наше кино | 485 | 15 | 5 237 000 | 34,91% |
Суммарно картины, занявшие первые десять мест в рейтинге по объему кассовых сборов, обошлись создателям в 117 миллионов долларов, а принесли в копилку национального проката 135 миллионов долларов, или 78,6% от общей кассы всех российских лент, вышедших на экраны в 2009 году! |
Сразу стоит оговориться, что в наших подсчетах мы оперируем цифрами журнала «Кинобизнес сегодня», как в отношении данных по сборам, так и бюджетов. Говоря о безубыточности, мы считаем, что если фильм на этапе кинопроката собрал сумму, не менее объявленного бюджета (хотя и оставляет 50% сборов кинотеатрам и еще 15% уходит дистрибьюторам), что после продажи прав на телепоказы и DVD оставляет продюсерам шанс на возврат средство в ближайшее после проката время. Кроме того, мы не учитываем размещение в картине product placement товаров и услуг, частично покрывающее затраты на кинопроизводство). Первую же пятерку занимают фильмы, которые собрали вдвое больше своего бюджета, то есть смогли принести прибыль своим создателям еще на этапе кинопроката.
Лидером по числу ролей в самых кассовых фильмах года на этот раз стал Юрий «Гоша» Куценко (Обитаемый остров 1-2, Любовь-морковь 2, Книга мастеров). А самыми доходными вложениями оказались детища Рената Давлетьярова и Александра Котелевского («Любовь-морковь 2» собрала в пять раз больше своего бюджета, а «Юленькой» в прокате удалось наскрести сумму, сравнимую с тем, что было потрачено на производство).
Таблица условно доходных фильмов
№ п.п. | название фильма | дистрибьютор | количество копий на старте | заявленный бюджет, млн. $ | общий сбор, $ | сборы/бюджет | продюсеры |
2 | Любовь-морковь 2 | Каропрокат | 931 | 3,5 | 17 846 600 | 509,90% | Ренат Давлетьяров, Александр Котелевский |
3 | Каникулы строгого режима | Двадцатый век Фокс СНГ | 1035 | 4 | 17 532 700 | 438,32% | Анатолий Максимов, Джаник Файзиев, Дмитрий |
11 | Невеста любой ценой | Централ Партнершип | 588 | 1,5 | 4 202 400 | 280,16% | Рубен Дишдишян, Анна Меликян |
8 | Любовь в большом городе | Каропрокат | 673 | 3,5 | 9 119 700 | 260,56% | Сергей Ливнев, Лев Николау, Георгий Малков |
6 | Самый лучший фильм 2 | BVSPR | 948 | 6,4 | 12 850 850 | 200,79% | Михаэль Шлихт, Пол Хэт, Артак Гаспарян, Гарик Харламов |
17 | Укрощение строптивых | Каропрокат | 411 | 1,3 | 2 106 550 | 162,04% | Игорь Каленов, Родион Павлючик |
43 | Последний герой. 20 лет спустя | Невафильм Emotion | 33 | 0,05 | 74 500 | 149,00% | Вадим Донец, Валерий Савин, Вячеслав Цой |
12 | Лопухи | Парадиз | 531 | 3 | 4 133 500 | 137,78% | Юрий Шабайкин |
7 | Книга мастеров | BVSPR | 691 | 8 | 10 820 000 | 135,25% | Марина Жигалова-Озкан, Леонид Верещагин |
13 | Тариф Новогодний | Профит синема | 501 | 3,2 | 3 877 500 | 121,17% | Игорь Толстунов, Виктория Громик, Елена Гликман, Анна Кагарлицкая |
1 | Обитаемый остров. Фильм 1 | Каропрокат | 916 | 18,3 | 21 836 900 | 119,33% | Федор Бондарчук, Александр Роднянский, Дмитрий Рудовский, Сергей Мелькумов, Евгений Северов |
5 | Стиляги | Централ Партнершип | 893 | 15 | 16 806 500 | 112,04% | Валерий Тодоровский, Вадим Горяинов, Леонид Ярмольник |
15 | Про Федота-стрельца, удалого молодца | Наше кино | 600 | 2,5 | 2 586 100 | 103,44% | Александр Боярский, Сергей Сельянов |
14 | Юленька | Каропрокат | 421 | 3 | 2 926 400 | 97,55% | Ренат Давлетьяров, Александр Котелевский, Андрей Новиков |
Сборы самых доходных фильмов составили 126,7 миллиона долларов, их совокупный бюджет — 73,25 миллиона.
Впрочем, если считать совсем честно, то из сборов нужно вычитать и долю дистрибьютора, и долю кинотеатров, и затраты на печать копий. И в этом случае в прибыли остаются только создатели двух кинолент — «Каникулы строгого режима» (FOX, 2,416 миллиона долларов), и «Любовь-морковь 2» (Каропрокат, 3,15 миллиона вернулось продюсерам с проката). И еще пять картин из тех, что потеряли менее полумиллиона долларов, отделались легким испугом — потери от их проката сопоставимы с производственным бюджетом («Последний герой», «Девственность», «Гора самоцветов 4», «Палата №6» и «Голубка»). Причем в этих цифрах не учитываются расходы на рекламу.
Стоит ли удивляться, что в первой пятерке мы видим только комедии? Пожалуй, нет. В производстве жанр недорогой, а потому окупаемость его достаточно высокая. Несмотря на свои немалые сборы, окупиться не удалось ни «Стилягам», ни «Обитаемому острову», ни «Тарасу Бульбе» (последним даже не удалось собрать сумму, эквивалентную своему раздутому бюджету (в случае с О_о статистику портит второй фильм «Схватка»)).
В списке картин, которым удалось в прокате набрать меньше 2% от потраченной на производство суммы, дважды встречается фамилия Романа Борисевича (он выпустил в этом году три картины, но «Волчку» повезло немногим больше других). В основном это или телевизионные мелодрамы, которые непонятно каким образом попали в кинопрокатную сетку, или фестивальное кино, для проката которого в России пока не созданы благоприятные условия.
Фильмы, сборы которых составили менее 2% производственного бюджета
№ п.п. | название фильма | дистрибьютор | количество копий на старте | заявленный бюджет, млн. $ | общий сбор, $ | сборы/бюджет | продюсеры |
60 | Сказка про темноту | Леопарт | 12 | 1,2 | 22 000 | 1,83% | Роман Борисевич, Александр Кушаев |
58 | Не думай про белых обезьян | Парадиз | 18 | 1,5 | 22 100 | 1,47% | Людмила Самохвалова |
57 | Чудо | CP Classic | 15 | 2,5 | 34 800 | 1,39% | Рубен Дишдишян, Сергей Даниелян, Арам Мовсесян, Юрий Мороз |
64 | Океан | Кино без границ | 5 | 1,1 | 14 100 | 1,28% | Михаил Косырев-Нестеров, А. Вульфов, Р. Рэй |
53 | Я | Аргумент кино | 37 | 3,8 | 48 700 | 1,28% | Анна Михалкова, Максим Королев |
62 | Двенадцатое лето | Панорама | 30 | 1,3 | 15 760 | 1,21% | Георгий Негашев, Ирина Снежинская |
59 | Петя по дороге в Царствие небесное | Профит синема | 11 | 1,9 | 22 100 | 1,16% | Федор Попов |
52 | Мальтийский крест | Каропрокат | 50 | 5 | 49 000 | 0,98% | Александр Иншаков |
63 | Миннесота | Аргумент кино | 29 | 1,9 | 14 800 | 0,78% | Рубен Дишдишян, Арам Мовсесян, Сергей Даниелян |
61 | Никто, кроме нас | Возвращение XX век | 10 | 2,5 | 18 800 | 0,75% | Сергей Говорухин |
65 | Подарок Сталину | Никола-фильм | 5 | 2 | 12 650 | 0,63% | Борис Чердабаев, Игорь Каленов, Алия Увальжанова, Мурат Нугманов |
67 | Заза | Гельварс | 10 | 1,3 | 7 700 | 0,59% | Василий Зверев, Михаил Линьков |
66 | Сумасшедшая помощь | CP Classic | 8 | 2,3 | 10 100 | 0,44% | Роман Борисевич |
68 | Этим вечером ангелы плакали | ФОФ Компани / Невафильм | 12 | 1,5 | 6 500 | 0,43% | Илья Захаров, Андрей Волгин |
69 | Вооруженое сопротивление | RUSCICO | 50 | 2 | 6 000 | 0,30% | Ефим Резников |
70 | Обреченные на войну | Кинопродвижение/Гельварс | 7 | 2,1 | 5 000 | 0,24% | Ольга Жулина |
72 | Сезон туманов | Киноглаз | 3 | 1 | 1 100 | 0,11% | Нил МакКартни, Евгения Тирдатова |
71 | Люди добрые | Парадиз | 8 | 1,7 | 1 200 | 0,07% | Алексей Голодницкий, Татьяна Яковенко, Александр Литвинов |
73 | Двойная пропажа | Парадиз | 3 | 1 | 500 | 0,05% | Александр Литвинов |
На создание этих картин было потрачено 37,6 миллионов долларов, собрать удалось лишь 312,9 тысяч.
Необходимо сказать и о тех, кто взял на себя ответственность за прокат картин в отечественных кинотеатрах. Дистрибьюторы, которые получают 15% от сборов фильма в кинотеатрах, по логике, должны обеспечить прибыль, чтобы и себя накормить, и продюсеров в накладе не оставить. Но, по опыту, получается совсем наоборот, волки-то сыты, а от овец не остается ни рожек, ни ножек.
Выпустив единственную отечественную картину, «Двадцатый век Фокс СНГ» сам заработал и «Дирекции кино» прибыль принес (оно и понятно, своя рубашка ближе к телу, ведь FOX взял на себя часть расходов на производство). То же и с BVSPR, которые выпустили три ленты. На один провал «Первой любви» пришлось два прибыльных проекта «Самый лучший фильм 2» (Comedy club production и Monumental pictures) и «Книга мастеров» (Disney), что, в итоге, позволило занять BVSPR третье место в таблице. Второе же принадлежит компании Невафильм Emotions, дистрибуционному подразделению компании «Нева фильм», занимающейся на рынке оснащением кинозалов проекционным оборудованием. Их документальный фильм «Последний герой. XX лет спустя», выпускался в залах с цифровой проекцией (а потому не было затрат на печать копий), бюджет в 50 000 долларов ушел на восстановление фильма, который был снят еще в 1992 году, но до сих пор ни разу не демонстрировался в кинотеатрах, и каждый показ был своего рода событием. Его премьеру приурочили ко дню памяти Виктора Цоя 15 августа, фильм демонстрировался в кинозалах одним сеансом и собирал полные залы. Верно говорят, лучше меньше, да лучше!
Таблица дистрибьюторов
Дистрибьютор | кол-во фильмов | Сборы | бюджет | сборы/бюджет, % |
Двадцатый век Фокс СНГ | 1 | 17 532 700 | 4 000 000 | 438,32% |
Невафильм Emotion | 1 | 74 500 | 50 000 | 149,00% |
BVSPR | 3 | 25 445 950 | 18 900 000 | 134,63% |
Каропрокат | 12 | 62 933 650 | 71 600 000 | 87,90% |
КП (собств. произв.) | 3 | 27 958 900 | 38 200 000 | 73,19% |
Централ Партнершип | 10 | 43 854 100 | 76 700 000 | 57,18% |
ЦПШ (собств. произв.) | 4 | 22 247 500 | 31 500 000 | 70,63% |
Профит синема | 3 | 4 525 500 | 6 600 000 | 68,57% |
Наше кино | 8 | 10 137 960 | 40 900 000 | 24,79% |
НК (собств. произв.) | 2 | 7 823 100 | 17 500 000 | 44,70% |
Парадиз | 10 | 5 140 950 | 17 600 000 | 29,21% |
Seaview Company | 1 | 343 500 | 1 800 000 | 19,08% |
Настроение кино | 1 | 670 200 | 4 000 000 | 16,76% |
Панорама | 4 | 467 660 | 4 900 000 | 9,54% |
Вольга | 1 | 164 800 | 3 500 000 | 4,71% |
Интерсинема | 2 | 106 700 | 2 400 000 | 4,45% |
Кино без границ | 2 | 52 600 | 1 400 000 | 3,76% |
Леопарт | 1 | 22 000 | 1 200 000 | 1,83% |
Аргумент кино | 3 | 117 500 | 6 700 000 | 1,75% |
CP Classic | 3 | 102 500 | 6 300 000 | 1,63% |
Возвращение XX век | 1 | 18 800 | 2 500 000 | 0,75% |
Никола-фильм | 1 | 12 650 | 2 000 000 | 0,63% |
Гельварс | 1 | 7 700 | 1 300 000 | 0,59% |
ФОФ Компани / Невафильм | 1 | 6 500 | 1 500 000 | 0,43% |
RUSCICO | 1 | 6 000 | 2 000 000 | 0,30% |
Кинопродвижение/Гельварс | 1 | 5 000 | 2 100 000 | 0,24% |
Киноглаз | 1 | 1 100 | 1 000 000 | 0,11% |
Среди тех, кто набрал в свой пакет отечественных фильмов, лидируют «Каропрокат» (12 картин, из них три — собственного производства), ЦПШ (10, из которых 4 свои), «Парадиз» (10), «Наше кино» (8, из которых 2 произведены на студиях Профит и СТВ, входящих в состав кинокомпании «Наше кино»). Ни одному из указанных дистрибуторов не удалось даже вернуть деньги, потраченные на производство собственных картин, что уж говорить о те, что были взяты на прокат. Это замечание немаловажно, поскольку сейчас только и разговоров, чтобы распределить государственные бюджеты между мейджорами, а где они – мейджоры? Какова их доля в национальном прокате?
Для справки, в США мейджорами называют большую шестерку студий, которые в общей сложности обеспечивают 80% национального кинопроката, остальное приходится на прокат зарубежных фильмов и продукцию независимых студий. |
О каком возвратном механизме может идти речь, когда они и свои родные картины донести до зрителя не в состоянии? Да и можно ли называть национальными мейджорами кого-либо из присутствующих сегодня на рынке игроков? В ситуации, когда производственными площадями и оборудованием владеют одни, а производством – другие? На рынке появляются новые дистрибьюторы, новые кинотеатры, а студий, которые бы объединили небольших игроков рынка, раздавали бы заказы, предлагали бы под производство имеющиеся в своем распоряжении площади, как не было, так и нет. Таким игроком мог бы стать сегодня киноконцерн «Мосфильм», но, как видно, руководству выгоднее сдавать в аренду павильоны и офисы для студий, а для отчета производить один фильм бюджетом в 400 000 долларов и собирать им 115,2 тысяч. Это называется не бизнес, а как-то иначе.
Таблица очевидно делится на три части — в верхней части три дистрибьютора, которые остались в плюсе от выпуска российских фильмов, в нижней части компании, выпускавшие артовую продукцию, которая заведомо не предполагает прибыли, в той же нижней части списка находится компания «Панорама», работающая с детским кино, а между ними те, кто борется за звание национального мейджора. Интересная получается картина.
Вот мы и подошли к финалу. Потери продюсеров исчисляются не процентами сборов от бюджета, а в абсолютных цифрах. Из сборов вычитается половина, которую забираю кинотеатры, и еще 10-15% уходят дистрибутору. Продюсер – это последний человек в цепочке, которому достаются деньги, если они остаются, конечно. Ниже у нас есть возможность пронаблюдать, кому и сколько предстоит еще заплатить за картины собственного производства. (в таблицу включены картины, продюсерские потери по которым, после выплаты доли кинотеатров, дистрибьюторских и печати копий, но без учета затрат на рекламу, составили более 4 миллионов долларов. Поскольку фильм «Книга мастеров» был произведен и выпущен компанией Disney, мы считаем, что выплаты доли дистрибьютора не осуществлялось, поэтому потери по картине составили 3,28 миллиона долларов, в противном случае потери составили бы 4,1 миллион долларов США).
Самые убыточные фильмы 2009 года
№ п.п. | Фильм | дистрибьютор | количество копий на старте | Заявленный бюджет, млн. $ | Общий сбор, $ | сборы/бюджет, % | потери | продюсеры |
1+9 | Обитаемый остров (1+2) | Каропрокат | 1775 | 36,6 | 27 907 000 | 76,25% | - 26 514 525 | Федор Бондарчук, Александр Роднянский, Дмитрий Рудовский, Сергей Мелькумов, Евгений Северов |
4 | Тарас Бульба | Централ Партнершип | 648 | 25 | 17 040 800 | 68,16% | - 18 405 660 | Рубен Дишдишян, Сергей Даниелян, Арам Мовсесян, Юрий Мороз |
10 | Царь | Наше кино | 485 | 15 | 5 237 000 | 34,91% | - 13 259 275 | Павел Лунгин, Ольга Васильева |
23 | Путь | Наше кино | 339 | 12 | 773 900 | 6,45% | - 12 010 093 | Искандер Галиев, Роман Комков |
18 | Запрещенная реальность | Централ Партнершип | 458 | 12 | 1 877 200 | 15,64% | - 11 660 190 | Василий Головачев, Юлия Орлова |
21 | Тайна Чингис-Хаана | Каропрокат | 273 | 10 | 1 193 800 | 11,94% | - 9 765 635 | Андрей Борисов, Владимир Иванов, Ичинхорлоо Нямгаваа |
5 | Стиляги | Централ Партнершип | 893 | 15 | 16 806 500 | 112,04% | - 8 750 238 | Валерий Тодоровский, Вадим Горяинов, Леонид Ярмольник |
36 | Пассажирка | Централ Партнершип | 100 | 7 | 164 400 | 2,35% | - 7 030 130 | Станислав Говорухин, Екатерина Маскина, Александр Просянов |
37 | Человек, который знал все | Централ Партнершип | 108 | 5 | 160 900 | 3,22% | - 5 039 618 | Тимур Вайнштейн, Олег Осипов |
52 | Мальтийский крест | Каропрокат | 50 | 5 | 49 000 | 0,98% | - 5 029 175 | Александр Иншаков |
16 | Возвращение мушкетеров | Централ Партнершип | 505 | 5 | 2 521 850 | 50,44% | - 4 433 214 | Олег Чамин |
19 | Первая любовь | BVSPR | 524 | 4,5 | 1 775 100 | 39,45% | - 4 269 583 | Михаэль Шлихт, Александр Роднянский, Пол Хэт |
25 | Горячие новости | Настроение кино | 338 | 4 | 670 200 | 16,76% | - 4 053 165 | Сэм Клебанов, Анна Качко, Петер Хильтунен |
Поскольку фильмы «Обитаемый остров» и «Обитаемый остров. Схватка» снимались одновременно и производственный бюджет их условно бел поделен пополам, мы объединили эти фильмы в один, посчитали общие затраты на печать копий и совокупные сборы двух картин, таким образом фильм занял первое место по абсолютным убыткам в отечественном прокате.
Какой из всего этого можно сделать вывод? Очевидно, чтобы зарабатывать на отечественном кино, нужно для начала построить достаточно кинотеатров, в которые бы зритель принес свои деньги, из них сколотить фонд поддержки национального кино и выделять из него деньги. Для этого необходимо снизить пошлины на проекционное оборудование, которое в нашей стране не производится, оказать поддержку компаниям, которые занимаются оборудованием кинозалов. Сейчас не идет речи о том, чтобы оснастить цифровым проектором каждый Дом Культуры или сельский клуб, но построить достаточное количество кинотеатров в каждом городе — без государственных дотаций бизнесу будет непросто.
Создатели фильмов еще на этапе написания сценария должны продумывать маркетинговую стратегию продвижения картины, прочитывать, какие рекламные ролики могут быть сняты в декорациях фильма, чтобы не приходилось после нарезать материал из того, что получилось, когда нет возможности дополнительно озвучить какие-то реплики персонажей, чтобы они хорошо звучали, вырванными из контекста. Без консультантов тут продюсерами никак не обойтись. Ну а о том, что фильм снимается сначала в голове, все остальное - это уже техника, говорить не приходится.
Владельцам производственных площадей полученные от аренды своих площадей деньги нужно тратить не на ремонт корпусов (хотя и это необходимо), а вкладывать эти деньги в кинопроизводство, тогда будет повод вернуть на экраны страны некогда прославленные логотипы «Мосфильма», «Ленфильма» и «Киностудии им. Горького». Только когда у руля киностудий будут находится не люди искусства, а бизнесмены, только тогда мы сможем говорить о возрождении отечественного кино, вместо того, чтобы слушать новости об очередном скандале в Союзе кинематографистов.
*) Тут можно было и возразить, мол, когда деньги на производство брали, доллар стоит 24 рубля, а когда собирали, что и больше тридцати. И если пересчитать по коэффициенту девальвации, ситуация не будет выглядеть столь катастрофичной, но дело ведь не только в деньгах, правда?
- Mak_Sim's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев