КВН как проклятие
(с) Максим Бухтеев
Скажу сразу, что я, скорее всего, не буду сейчас объективен.
Мне как-то не везло с КВН. Близкое знакомство с этим явлением у меня началось в студенческой газете с шутки в моей статье:
"Вот команда КВН нашего института. Каждый её участник по отдельности уже лет десять как института и в глаза не видел, а как все вместе соберутся - сразу становятся студенческой командой".
Как оказалось, редактор была старой фанаткой КВН и, к тому же, женой одной из звёзд этой команды. Эта шутка внёсла некий дискомфорт в наши взаимоотношения, но она же и оказался пророческой, повлияв на всю мою телевизионную судьбу.
Начал я телевизионную карьеру, работая именно с теми людьми, про которых шутил. Они делали на ТВ-6 программы "Назло рекордам!" и "ОСП-студия", а я у них подрабатывал администратором, делая всё - от разливания коньяка, до написания текстов целых рубрик.
Давно уже нет ТВ-6, но второй десяток лет КВН преследует меня повсюду. Я не участвовал в нём, но сталкиваюсь постоянно. Как-то, когда я уже работал на ТВ, меня, уже как телевизионщика-юмориста, попросили помочь со сценариями для команды МГГУ. Я помог. Эти сценарии даже чего-то там потом выиграли, но ни удовольствия, ни денег я не получил, остался лишь нехороший осадок. Это был мой единственный опыт работы с самим КВН. Однако чем дольше я работал на ТВ, тем больше там было КВН. Сейчас, во многих форматах кроме КВН почти ничего и не осталось. И это стало пугать.
Почему? Весело же! Талантливо! Да, я - за веселье и талант. Но, к сожалению, есть ещё и работа. Та работа, которая за деньги. Т.е., работа для профессионалов. А КВН это нечто промежуточное между самодеятельностью и непрофессиональным шоу. Когда на советском ТВ не было ничего - это было круто! Сделать что-то, кроме выступления генсека и вестей с полей - это был уже прорыв. Но прошло уже много десятков лет, а КВН лишь потерял свой внутренний смысл, окончательно расставшись со студенческим имиджем. Что он сейчас? Дешёвое шоу для бедных? Бизнес на честолюбии молодых?
Сам КВН, являясь основой отечественного юмористического тележанра, с одной стороны, отчаянно комплексует из-за своего дилетантизма, но, с другой стороны, инстинктивно бешено сопротивляется любому отрыву от своих корней.
Честно говоря, я уверен, что этот удивительный "эффект КВН" тема для нескольких диссертаций по психологии.
Когда я был режиссёром-постановщиком ОСП-студии, мы активно работали с музыкальными номерами. ОСП-студия должна была стать, в идеале, чем-то, вроде, "Шоу Бенни Хилла", поэтому команда постоянно экспериментировала с разными формами.
Так вот, работа с музыкальными номерами довольно быстро упёрлась в одну проблему. Чтобы сделать круто, т.е., как у Бенни Хилла, надо всё делать на очень высоком уровне. Деньги, вроде есть, а чего нет? Свет, дым, камеры, тележка, кран - всё есть, а чего-то не хватает. Дело в том, что "Ангелочки Хилла" - это профессиональные танцовщицы. Берём подтанцовку из КВН - получается слишком дёшево. Камера это хорошо видит и на клип происходящее никак не тянет. Ладно, надо нанять профессиональных танцоров. Наняли. Девчонки симпатичные, а парни ладные. Они стараются и поэтому снимать и монтировать одно удовольствие, но теперь встаёт другая проблема. А что делать с артистами? Они попросту отваливаются от подтанцовки. Они не поспевают за ними. Это не выглядит смешно, это выглядит глупо и плохо. Актёры вываливаются из кадра, мешают танцорам, забывают слова песни. И если Татьяна Лазарева ещё могла хотя бы не выпадать из мизансцены, то, например, Павел Кабанов, который вообще не умел петь без телетекста, выглядел совсем нелепо. Остальные петь стеснялись, так как не умели.
Решение проблемы очевидно. Долго обсуждали, долго решали, но итог дискусси решительно подвёл руководитель проекта Василий Антонов: "Мы всё прекрасно понимаем, но нам уже за тридцать и чему тут учиться?". Всё - финиш!
После этого запели даже Белоголовцев с Бочаровым.
Действительно, а чего там уже, после тридцатника-то стесняться?
Для меня это очень важный момент. С тех пор, если вы заметили, ни одна юмористическая передача не ставила перед собой таких амбициозных задач как "ОСП-студия". Это на западе "Шоу должно продолжаться", т.е., развиваться и "пытаться дотянуться до звезд", а у нас "Кина не будет - электричество кончилось". Эксперименты кончились - пошла "бытовуха".
Фанерные декорации в три стены, немного грима и мужик с синтезатором на заднем плане. Это абсолютный максимум того, что видит сейчас зритель юмористического, якобы, "шоу".
Прошло уже много лет, но на экране нет не только шоу, но и других жанров. Робкие попытки сделать не КВН, так и остались робкими попытками самодеятельности быть похожей на что-то, что ей не является.
Сюжет, актёрская игра, режиссура, трюки, съёмка, монтаж, озвучание... Это должно быть на экране. Это неотъемлемые части экранного искусства, но этого нет в КВН. А чего нет в КВН, того и нет на ТВ.
Выкинуть всё - это здорово экономит деньги. Так поступают сейчас все, но, как говорится - с водой выплёскивают и ребёнка.
Одень на себя нелепый наряд, возьми микрофон, держи его у рта и говори шутку, глядя в стеклянную дырку. Вот он - универсальный рецепт успеха.
Возможность быстро и дёшево получить то, что можно поместить на экран, сыграло с российским ТВ и кино злую шутку. Теперь и кино и ТВ может быть ТОЛЬКО быстрым и дешёвым. Другого просто нет и быть не может.
Пусть кто-то сейчас экономит, но, как известно, за всё рано или поздно приходится платить. Весь вопрос только - КОМУ и КОГДА? Российское кино УЖЕ платит по счетам. На очереди ТВ.
Это печально...
- Страница для печати
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Комментарии
Re: КВН как проклятие
Если бы квн оставался там, где должен быть - такая самодеятельность для умников, то никаких проблем бы не было.
А теперь у нас всё весёлое и находчивое, но какое-то унылое.
Ни кино, ни телевидение - один КВН.