Как считаются рейтинги на западных кабельных каналах
(с) Paut
По материалам сайта: www.telestrekoza.com
Добрый день всем любителям сериалов.
Одним из ключевых моментов для успешного продления вашего любимого сериала на следующий сезон являются рейтинги. Ну, одно дело, когда говорят «данную серию посмотрели 5,5 миллионов человек». Теоретически становится приблизительно понятно, хорошо это или плохо. Надо только вспомнить общее количество жителей страны, и…а вот уже и не так. Это уже ошибка. Я сейчас вкратце объясню, что же такое миллионы зрителей, и что же такое проценты в демо и доля.
Берем совершенно недавний пример – вчерашнюю премьеру четвертого сезона «Person of Interest». Его посмотрели 10,7 миллионов человек, рейтинги составили 1,8 в демо и 7 процентов доли.
Что такое демо? Демо – сокращение от «демографическая группа». По умолчанию берется группа «от 18 до 49 лет», как более всего интересующая телевидением. Это означает, что из 10,7 миллионов человек делается выборка по возрасту, и именно она формирует рейтинг, как самая значимая.
Итак, нам нужно знать следующие значения:
1. Общее число зрителей, посмотревших шоу. Для измерения данного значения используются и анкетирование, и телефонные опросы, и электронное оборудование, позволяющее регистрировать, какой канал вы смотрите в данный момент. Учитывая абсолютно гигантские цифры в долларах, закачиваемые в индустрию телесериалов (простой пример: «Друзья» после того, как закончились, были проданы для повторных показов в 200 локальных станций только на территории США. За 275 тысяч долларов. За серию. Каждой станции. Перемножьте циферки и подумайте, какой голливудский блокбастер может заработать такие деньги), на сборе информации не экономят.
2. Общее число зрителей в стране. Это будет рейтинг. То есть, если зрителей в стране 100 миллионов, а смотрели шоу 10 миллионов, то рейтинг будет 10 процентов. Общий рейтинг. Из этих 10 миллионов высчитывают количество зрителей «от 18 до 49 лет» и делят на сто, но это не суть сильно важно. Для нас уж точно.
3. Общее число зрителей, которое в данный момент смотрит телевизор. Это будет доля. То есть, если зрителей в стране 100 миллионов, а включенных телевизоров в данный момент было 50 миллионов, из них 10 миллионов смотрели шоу, то доля будет 20 процентов.
Вполне логично и просто, если вдуматься. Рейтинг – это процент людей, который посмотрел шоу, относительно всех зрителей страны (и неважно, что часть из них спала в этот момент). Доля – это часть телевизионного рынка, которую получил сериал, это количество людей, которые смотрели именно данный канал. Доля – более лакомый кусочек для рекламодателей, а, соответственно, и для продюсеров, и, в конечном итоге, для нас телезрителей.
Возвращаясь к «Person of interest». Много это или мало? В среднем для телеканала CBS это не очень хорошее, уныло–среднее, значение. Но для CBS это не флагман. У CBS есть NCIS со всеми своими спин–оффами – главная кормушка канала. Для самого шоу эти цифры тоже не ахти, премьера прошлого сезона собрала на 22 процента больше. Я, как человек, который смотрит «В поле зрения», вполне понимаю такой спад – третий сезон был не ахти.
Но если взять в целом – а какие рейтинги могут быть? Ну, например, такие:
«Ходячие мертвецы», куда уж без них. Самая рейтинговая драма в истории кабельных телеканалов на телевидении. Четвертый сезон собирал 16 миллионов зрителей, что дало невероятную цифру в демо 8,2 процента. В тот момент, когда шла Олимпиада, «Мертвецы» хоть и потеряли 300 тысяч человек от своего рекорда, но в группе «от 18 до 49» все равно опередили Олимпийские игры. Для сравнения – последняя–распоследняя серия доктора Хауса собрала 8,72 миллиона зрителей, что дало 2,9 в демо и 8 процентов доли. Но «Walking Dead» это кабель. А «Скорая помощь» на NBC собирала 39,4 миллиона телезрителей (все–таки кабель есть кабель. И есть он не у всех, и шоу там не для всех). Да, раз уж про рейтинговые драмы я сказал, то и про комедии надо. Финальный эпизод «Друзей» является абсолютным рекордсменом (за шесть лет до своего выхода и по сей день) среди развлекательных шоу. 52 с половиной миллиона зрителей. Вдумайтесь в эту цифру – пятая часть населения страны. Правда, по сравнению с «Госпиталем МЭШ» эта цифра бледнеет. Финал шоу в 1983 году, если я не ошибаюсь, посмотрели 103 миллиона человек. Что навсегда останется непревзойденным рекордом.
Четкая структурированность американского телевидения — это аццки приятная схема. Пять крупных телебоссов плюс кабель — у всех строгая сетка вещания. Шоу в восемь, шоу в девять, шоу в десять. С утра новости, днем повторы или местное телевидение. У нас этого ничего нет. Покажет, прости господи, ТНТ одну новую серию "Физрука" или сразу десять подряд — абсолютно похрен всем, включая сам канал ТНТ. Не говоря о том, что "сезон" как определение длительности сериала (или шоу, неважно) с началом, серединой и твистом в конце — отсутствует в принципе. На СТС есть пара примеров, которые хотя бы пытаются сделать шоу по лекалам США — это "Кухня" и "Восьмидесятые".
Кабельных телеканалов в Штатах уже более пятисот. Естественно, что каждый отдельно взятый канал не имеет смысла приобретать – существуют кабельные операторы, которые продают уже пакеты телеканалов. Деньги от каждого конечного потребителя каналам выплачивают как раз операторы, кому больше кому меньше. Существует мнение, что кабель – это отсутствие табу, запретов и рейтинг R можно присваивать первому попавшемуся шоу. Это не так. Существуют базовые кабельные каналы и премиум кабельные каналы. На базовых кабельных каналах есть реклама. Где реклама, там и ограничения, поэтому базовые кабельные каналы избегают многих табуированных тем (как–то секс, насилие и т.п.). И стоят в пакете они дешевле. А вот на премиум кабельных каналах рекламы нет в принципе, и зарабатывают они исключительно на подписке (и на создании своего контента, естественно), и в пакете стоят дороже. Базовый кабельный канал — это, например, SyFy со своим трешем и AMC со своими мертвецами (казалось бы). Премиум – это, естественно, император HBO, который только на подписке заработал в 2005 году 2,9 млрд долларов.
Так вот, я вернусь к отличию кабеля от некабеля. Главное отличие кабельных каналов – в другом программировании сетки вещания. Если взять, например, FOX – в один конкретный день там можно увидеть шоу для домохозяек, потом слот для всей семьи, потом шоу для мужчин – горизонтальное программирование. У кабеля все наоборот. Каналы стараются ориентироваться на определенную демо группу, чтобы подросток, например, мог в любой момент включить канал и в любой момент найти что–то нужное себе – вертикальное программирование. Кстати, не удивлюсь, что это одна из причин, по которой каналы идут пакетом. В одно отдельно взятое американское домохозяйство надо продать не только канал для мужчин от 18 до 49, правда? А чем больше, тем лучше.
Преимущества структурности сетки вещания — вот оно и есть: зритель абсолютно четко знает, что в каждый момент времени ждет его на любом телеканале. По мне так преимущество.
Еще одно отличие от эфира заключается в том, что кабельным каналам приходится вещать круглые сутки (может, кроме глубокой ночи, хотя и не факт), тогда как эфирные каналы дневное время отдают локальным местным телестанциям. Соответственно надо что–то показывать. Соответственно надо что–то покупать. Поэтому повторов шоу, старых фильмов на кабеле не избежать, ведь даже если и выпускать свой контент, то на весь день не хватит.
"Почему бы по продажам подписки не мерить?" — я так понимаю, что все как раз наоборот. Именно от рейтингов определяется цена в пакете кабельного оператора. Ведь, в конце концов, именно рейтинг влияет на количество подписок.
Снимает сериалы отнюдь не телеканал. Снимает сериалы студия. Например, Warner (некоторые монстры рынка имеют свои студии). То есть телеканал, решив запустить то или иное шоу, обращается к той или иной студии. И студия снимает. А потом продает, э, нет, не сериал, а право на его показ (и частенько только на один показ), обратно каналу. Причем делает это по цене, ниже затратной. Общепринятая практика, насколько я понял, продать одну серию шоу за миллион баксов, например, при затратах студии в два миллиона. Казалось бы, офигенно странный бизнес. А вот дальше вступает в дело так называемая синдикация. Синдикация – продажа прав на показ сериала на местных или кабельных телеканалах (как я писал, им чем–то надо заполнять эфир). И вот синдикация может стоить (и стоит) таких денег, что шоу окупается элементарно. Про «Друзей» я писал – сериал давно уже собрал не один и даже не десять миллиардов долларов для Warner. Американская версия «Офиса» была продана NBC (снимался сериал на NBC Universal, под боком, так сказать) с убытком порядка 27 миллионов баксов. За три года (три сезона). Зато потом, когда пошла первая волна синдикации (стоит уточнить, что синдикация начинается после определенного количества серий. Например, после ста. Сейчас меньше – то ли хитовых шоу стало меньше, то ли что другое), студия продала сериал на 11 каналов за сто тридцать миллионов долларов. Прибыль можете подсчитать сами.
Давным–давно считалось очень прибыльным делом выпускать сериал на DVD. Как вы понимаете, сейчас это уже практически не используется, да и за онлайн–показы много не выручишь. Но сериал можно продать за рубеж. В англоязычные страны продается шоу с успехом: Канада, Австралия и Англия – главные потребители для США. Для других стран бывает выгоднее продать не сам сериал, а его формат. Так, к сожалению, у нас появились российские версии «Женаты с детьми», «Побег из тюрьмы», «Все любят Реймонда» и даже «Как я встретил вашу маму». А вот Батька ни одной копейки не заплатил за превосходную в своей отвратительности белорусскую версию «Теории большого взрыва». Если не видели – не смотрите. Не надо. Чак Лорре посмотрел и даже не стал негодовать, такое вышло убожество.
- Войдите на сайт для отправки комментариев