Что нужно, чтобы работать на ТВ

Mak_Sim аватар

(с) Максим Бухтеев

Что нужно, чтобы работать на ТВ и делать эфирное промо.

Как-то  из Wordshop BBDO попросили меня прочитать небольшую вводную лекцию про

специфику  работы  отдела телевизионного эфирного промо. Мол, что нужно, чтобы работать на ТВ.

 

Я сделал план лекции, но потом у них что-то там не сложилось. Лекции не было, а план остался.

Я решил его слегка доработать и выложить для пользователей, чтобы моя работа не пропала даром.

 

Отсюда и специфика – какие-то вопросы я опустил, а что-то, наоборот, осветил подробнее.

Я думал прежде всего о том, что может быть интересно данной аудитории.

Точка над "и".

Как и в других отраслях - если есть родственник или сексуальный партнёр, который является топ-менеджером, то просто смело беритесь за любую работу и ни в чём себе не отказывайте. Всё у вас будет хорошо - для карьеры вам больше ничего не нужно.

С остальными сложнее.

Прежде всего необходимо кратко рассказать о специфике ТВ промоутирования.

1. Специфика телевизионного производства.

а) Поточность.

ТВ-канал, по сути, тот же завод. Здесь есть директор, бухгалтер, начальник цеха и токарь.

Только продукт здесь творческий.

Креатив идёт в связке с технологичностью. Вы не сможете придумывать  оригинальный проморолик на  каждую серию  сериала. На это не будет хватать ни времени, ни  бюджета.

Придумывая что-то, надо всегда отталкиваться от того, что у вас есть в наличии. Рабочее время, специалисты и техника.

Из большой стратегии, скажем, нового сезона, вытекают отдельные промоакции к каждой линейке продуктов, будь то сериалы, или просто новый слот в прайм-тайм.   

Каждая рекламная акция, по принципу матрёшки, вкладывается в общую стратегию. Новый сезон – новая упаковка (дизайн) - новая линейка – новый продукт.

Для всего  этого существует своё время запуска, длительность и рекламное  сообщение, которые необходимо заложить в проморолик.

 

б) Оперативность

Времени всегда мало. "Дедлайн был вчера". Любые - даже самые малые  организационные проблемы, ставят под угрозу весь технологический цикл производства, вплоть до сдачи на эфир.

ТВ-продукт должен чутко реагировать на происходящее. Время реакции очень мало, а любой информационный повод устаревает в течении недели.

Если надо что-то придумать, то надо это делать быстро, а реализовывать ещё быстрее. Если не знаешь, как это делается - лучше не придумывать вовсе.

Информационный повод всегда даёт неплохие шансы на успех тому, что построено на его волне.

 

К сожалению, он быстро устаревает.

г) Гибкость

Море информации всегда бурлит. Надо быть готовым к изменениям, которые происходят как снизу, так и сверху.

Тезис "начальник всегда прав" - нельзя не учитывать.

Переделки чего-либо в авральном режиме были, есть и будут, к сожалению.

 

д) Зрелищность.

Телевизионное правило гласит - если чего-то нельзя эффектно подать, то этого не существует.

Танцуйте от этого.

е) Бюджет

Бюджет есть эквивалент усилий. На всё сил никогда не хватает, поэтому необходимо ежедневно расставлять приоритеты.  Какой проект важнее? Что стоит рекламировать и в каких объёмах?

Какова эффективность приложенных усилий?

Например, из практики известно, что большому телевизионному хиту рекламные ролики нужны меньше, чем «тёмной лошадке» с большим потенциалом. Очевидно, что на «раскрутку» нового проекта нужно потратить больше сил и средств.

Кроме того, нужно ещё учитывать и программирование. Т.е., условия на который ролик будет размещён в эфире. В каких он будет рекламных блоках, как,  сколько раз и в какое время.

Ясно, что если ролик может идти только ночью, то его эффективность будет значительно ниже. Поэтому стоит решить – нужно ли тратить на него деньги, делая, например, дорогой съёмочный ролик. 

 

2. Идеология телевизионного производства.

Из диалектики организации процесса (с одной стороны - конвейер, а с другой - творческий оригинальный продукт) вытекает необходимость в уникальной организационной ячейке - креативной паре или тройке.

Это, так сказать, бригада или мини-команда, которая временно создаётся для производства какого-то определённого продукта.

Эта группа создаётся из людей следующих профессий (зависит от штатного расписания каждого конкретного отдела): продюсер, копирайтер, режиссёр, режиссёр монтажа, монтажёр, саунд-продюсер, звукорежиссёр.

 

Креативная пара. Принципы построения и работы:

Доверие, ответственность, уважение.

Типичные ошибки новичка - тянуть одеяло на себя.

Забавно, но факт – чем меньше у человека опыта, тем больше он уверен в своей гениальности и неповторимости.

Это, так называемый, подростковый рефлекс. Подростка ничуть не смущает, что вокруг него полно людей, которые так же как он, убеждены в собственной неповторимости. Подросток всё равно уверен, что уж он-то точно уникальный, в отличие от «тупой толпы». 

 

Изобретать новое ОЧЕНЬ трудно. 

Особенно то, что будет принято обществом.

 Неприятно для "гения", но факт – ТВ работает на людей. Даже если вы действительно гениальны, то без  одобрения зрителей ваша гениальность не засчитывается.

Каждая креативная ячейка создаётся из специалистов, которые должны уравновешивать и подстраховывать друг друга.

Очень тонкий и сложный вопрос – разграничение ответственности, которая вырастает из доверия, базирующегося на профессионализме – чёткого понимания всего творческого и технологического процесса.

У любого  ролика есть тот, кто отвечает за него целиком. Однако, нет того, кто делает весь ролик целиком. Я неоднократно делал ролики «от и до», но это исключение из правил. На серийном  производстве так не принято.  

Какую-то часть работу всё равно приходится  доверять другим людям. Ключевое слово здесь – ДОВЕРЯТЬ.

Отсутствие доверия приводит к тому, что все начинают друг другу указывать, лезть под руку и мешать, что приводит к конфликтам, постоянным переделкам, срыву сроков и снижению качества.

 

Я, например, неоднократно выступал  в роли и начальника и исполнителя. Зная уже об этих «подводных камнях» и сталкиваясь с тем, что кто-то из исполнителей сделал что-то не так, как я себе представлял, я предпочитал лишь проверять соответствие данного элемента общей концепции.

Если он не выбивался из неё, то я никогда не настаивал на своём видении.

Конечно, такое решение  возможно лишь при  отсутствии  явных грубых ошибок. Но если вы работаете с профессионалами – откуда таким ошибкам взяться!?  

 

Исходя из специфики и идеологии ТВ, что даст вам преимущество при устройстве на работу?

 

1. Владение смежными профессиями.

Вы свободно, оперативно и эффективо можете составлять пару или тройку с любой конфигурацией зон ответственности. Вы  также будете лучше понимать творческих  партнёров и получите большую свободу в планировании. 

Примеры:

Для дизайнера и арт-директора очень ценно умение рисовать. Не кубик или машинку, а что-то реалистичное, например,  голую женщину.

Навыки фотографа очень важны.

Для продюсера - писать тексты, монтировать, снимать.

Типичная ошибка новичка - "это не моё дело". Да, лезть через забор  в чужой огород - плохо, но никогда не помешает знать, что там растёт и есть ли в чужом огороде пугало. 

 

Плюс к этому - "Если хочешь что-то сделать хорошо - делай это сам".

2. Любой положительный  опыт в любой смежной области. Играли в КВН? Писали тексты для газеты? Вы - блоггер? Если сможете что-то предъявить, то уже хорошо. 

Опыт - лучший учитель. Многим вещам нельзя научиться в теории.

Пренебрежение практическим опытом - гибель для профессионала.

3. Любые практические навыки.

Пусть они никак не относятся к профессии, но, теоретически, могут пригодиться.

Иностранный язык, умение петь, писать стихи, играть на гитаре или боксировать.

4. Знание телевизионной продукции.

Типичная ошибка -"Я телик не смотрю, там только отстой".

Например, если вы устраиваетесь на ТНТ, то никто не заставляет вас любить "Дом-2. Однако необходимо знать, что "Дом-2" идёт именно на ТНТ. А ещё лучше знать, что там есть что-то, кроме Дом-2.

 

Резюме – что писать.

 

Честные лаконичные факты.

Типичная ошибка новичка - много хороших, но общих слов о себе и очень мало о том, где всё великолепие можно посмотреть. Креативность - хорошо, а где сам креатив? Самостоятельность - отлично, а где то, что вы делали САМИ?

Любые необычные факты привлекут к резюме внимание, а это уже полдела.

Меньше "ВОДЫ".

Старайтесь, если это возможно, писать резюме под какую-то конкретную вакансию.

Например, если вы работали журналистом в студенческой газете, то для вакансии копирайтера этот пункт стоит расписать подробнее.

А вот  для тех, кто видит в вас дизайнера, этот пункт интереса не представляет – зачем же делать читателю скучно? От этого ваши шансы на успех только уменьшаться.

 

Портфолио:

Ярко, разнообразно, конкретно.

Не надо очень много одного и того же. Количество - хорошо, но лучше здесь напирать на разнообразие. 

Типичная ошибка - очень много скучного.

 

Пути попадания на ТВ:

Всё  то же самое, что и везде. Послать резюме в отдел кадров или напрямую в отдел. Интернет - мощная штука.

Любые личные контакты, дающие шанс на собеседование. Говорите всем, что вы ищите работу. Оставляйте визитки, пишите письма.

Новичку важно получить  не деньги или должность, а шанс заявить о себе. Собеседование - первый шаг к этому.

 

Собеседование:

Что нужно продемонстрировать:

Желание учиться новому. Умение мыслить нестандартно. Не бояться высказать своё мнение, но не надо его высказывать по всем пунктам.

Типичная ошибка - попытки психологического давления или эпатажа.

 

Главный тезис:

Опыт любой ценой! Новичку НИКОГДА не дадут большую зарплату. Скорее всего, 30 000 рублей - максимум для большинства. (Если нет знакомых топов - см. начало лекции) Поэтому новичку  надо устроиться хоть куда-нибудь и сразу искать другую работу (или должность в той же фирме).

 

Вверх
Никто ещё не голосовал
0
Ваша оценка: Нет