Бешеная кровь
2008, Франция-Италия
Я не знал что это за фильм, так что начал смотреть его только из-за Моники Белуччи. Ну вот нравится она мне. Она симпатичная и почти в каждом фильме занимается сексом. Правда, для неё это всё потом плохо заканчивается. Но это же всё понарошку, правда, же? ;) А Моника - хорошая женщина, что в одежде, что без неё!
Серьёзной неожиданностью для меня стало то, что фильм-то оказался про Вторую мировую и рассказывалось в нём про коллаборационистов. По-нашему это, как бы, про предателей. Тяжёлая тема, сложная.
Также, я сразу же посмотрел второй фильм на эту тему - "Поп" Владимира Хотиненко. Разные фильмы - знаю, знаю... Нельзя их сравнивать - понимаю, но я сравню. Почему? Потому что один фильм - историческая драма, построенный на тезисе "все бабы дуры, а мужики козлы" - цепляет за какие-то струны, а вот второй, который про духовность и прочие высокие материи - нет. Отчего так? Именно этот вопрос меня и заинтересовал.
"Бешеная кровь" сделан просто, но добротно. Очень профессиональная работа. Всё аккуратно и на своих местах, но без изысков. История банальная, но жизненная, но в этом и есть сила фильма.
Я не согласен с академическим кинематографическим тезисом, что зритель обязательно должен идентифицировать себя с героем. Как-то это слишком, по-моему... Я видел много фильмов и читал много книг, где мне не хотелось быть на месте героя. Мне герой даже был неприятен. Но все эти произведения отказывали на меня сильное влияние. Поэтому я считаю, что зритель должен ВЕРИТЬ в то, что происходит на экране. Пусть там рассказывают что-то совершенно невероятное, но зритель должен ХОТЕТЬ поверить в эту реальность и принять правила игры, которые ему предлагают авторы. Если это происходит, то фильм удался, если нет, то, извините, здесь что-то не так.
Отсюда первый шаг к хорошему фильму - создание правдоподобных персонажей, которым зритель захочет сопереживать. В фильме "Бешеная кровь" - такие персонажи есть, а вот у Хотиненко – нет, хотя и там и там фильм основан на реальных событиях.
Попробую пояснить эту мысль.
Особенно хорошо это делать на примере ключевых сцен.
Вот сцена с Моникой Белуччи, где ей предлагают бежать, а она отказывается, мотивируя тем, что она, мол, любит. Ей грозит смертельная опасность. Её мужчина - безрассудный идиот, наркоман и развратник. Она это знает, но не может бросить его. Дурацкая и банальная сцена, не правда ли?
Берём другую ключевую поворотную сцену.
Герою Маковецкого предлагают бежать, потому что ему грозит смертельная опасность. Он уже сидел в лагере. Атеисты коммунисты готовы посадить его второй раз. Может быть, даже расстреляют.
Он отказывается, потому что "от немцев не бегал и от наших не побегу". Очень всё пафосно и серьёзно. Но как-то это искусственно. Лучше уж сцена с Моникой.
В чём главное отличие этих сцен? В первом случае, всё, что происходит в самой (кстати, очень короткой) сцене, подкреплено множеством событий. Мотивация героини Белуччи выстраивалась на протяжении всего фильма, складываясь из её поступков. В результате, в ключевой сцене мы знаем о персонаже столько, сколько нужно для того, чтобы поверить ей. Она говорит искренне, и мы знаем людей, которые также поступили бы жизни.
Про персонажа Маковецкого же, мы не знаем ничего. Он уже, вроде как, сидел. Но как, почему, за что? Как он изменился, что вынес из этого события? Мы не знаем ничего. Нам об этом ничего не сказали. До этого момента была ещё одна поворотная сцена, где нужно было принять решение о сотрудничестве с немцами. Но и там нам ничего не рассказали. Всё было очень просто и формально.
"Русскому человеку под немцами очень плохо - нельзя оставить его без Божьей помощи". Мотив серьёзный? Да, но какое отношение он имеет к персонажу? Была ли у него какая-то внутренняя борьба? Какие поступки он совершил, чтобы обозначить свою позицию? Была ли альтернатива?
Ответим на те же вопросы для персонажа Моники Белуччи. Сцена в начале фильма. Она выполняет те же функции, то и у Хотиненко - запускает сюжет и задаёт исходные данные для дальнейшей игры.
Молодая начинающая актриса очень нравится режиссёру. Он предлагает ей роль. У них что-то, вроде, первого свидания. И вот сцена у дверей дома актрисы . Она предлагает ему зайти. Мы понимаем, это секс, однозначно! Но режиссёр отказывается! Актриса идёт к себе домой и занимается сексом с другим. Всё предельно ясно даже для самого тупого зрителя. Исходные данные ясны, цель для всех персонажей обозначена - сюжет стартует.
Фильм "Бешеная кровь" не стремится объять всё. Он сосредоточен на одной линии взаимоотношений. Всё остальное для контраста, для фона, который делает характеры ярче, заставляет их действовать и принимать решения. Например, жестокость войны показана лишь в нескольких сценах. Причём, весьма пуритански, учитывая то, что в фильме есть, пусть и аккуратно показанная, но эротика, наркота и извращения.
Хотиненко же хочет всё и сразу. Жадность до добра не доводит. Например, меня серьёзно покоробили сцены с полицаями и партизанами. Если уж режиссёр работает с со старыми советскими штампами, то нужно идти до конца. Убийство немца, не может быть просто так, для галочки. Оно должно иметь последствия. А уж сцена с расстрелом полицаев - вообще зачем? Потому что надо было показать расстрел полицаев? Всё притянуто за уши и расползается по швам. Да, поп отказывается отпевать полицаев, но эта сцена повисает в воздухе, так как никаких последствий для сюжета и характера персонаже на происходит. Её легко можно было выбросить или сократить до фразы "я отказался отпевать полицаев". А так оно не туда и ни сюда. Открытий она не совершает, для сюжета не нужно, и до эмоциональной выразительности как, например, в "Иди и смотри" не дотягивает.
Обратите внимание, что "Бешеная кровь" вообще не содержит таких сцен, хотя вопрос про пытки партизан красной линией идёт через весь сюжет. Почему нет таких сцен? Потому что они не нужны для основной идеи фильма. Главное то, что персонаж совершает ошибки, которые слишком поздно исправлять. Уже неважно - стрелял он сейчас или нет. Выбор он сделал гораздо раньше.
Нет пыток, но зачем введена в фильм лесбийская сцена? Чтобы удовлетворить низменную страсть режиссёра со сценаристом? Может оно и так, но тогда они мастерски замаскировали свою похоть, так как эта сцена, фактически, кульминация драмы. Эта сцена окончательно ломает характеры. Хотя до конца фильма ещё будут события, но этот момент - эмоциональный финал. Дальше уже некуда и герои знают это. Зритель тоже знает это, а потому всё это выглядит пугающе реально.
(с) Максим Бухтеев
- Страница для печати
- Войдите на сайт для отправки комментариев