Восемь операторских "косяков".

(с) Максим Бухтеев

Все мы любим операторов. Это важная и нужная профессия. Работать с грамотным оператором одно удовольствие. Но жизнь  состоит не только из одних удовольствий. 

Вот об этих исключениях и пойдёт речь.                              

  1. «Живая камера». Один из самых раздражающих приёмов из арсенала операторов. Он считается очень модным,  поэтому все его применяют, но мало кто умеет это делать. По идее, такой способ съёмки должен привести к более реалистичной картинке. Внося в профессиональную съёмку элемент «съёмки на лету» он должен  размывать искусственность постановочных сцен. Однако, чтобы исключение работало – нужно следовать  правилам. На деле вместо слегка «дышащей» камеры мы получаем бездумное мельтешение в духе пьяного домашнего видео. Смотреть это совершенно невозможно даже  тренированным глазом.
  2. «План с кустами». Всех операторов учат, что должен быть передний план. Они уверены, что хорошо насыщенная деталями картинка лишь украсит фильм и передачу. Из этого делается  нехитрый вывод, что надо в кадр пихать всё, что попадётся под руку. Под руку попадается обычно что-то совершенно нелепое.  Грязные кусты, детали мебели или останки декораций. То,  что в данный момент снимаются  вовсе не эти предметы, а, например, ведущий -  для оператора не аргумент.  В результате мы получаем кадр, при просмотре которого мы чувствует себя партизаном, крадущимся по кустам. Разглядывать происходящее на съёмочной площадке приходится украдкой.
  3. «Футбольные ворота». Мир полон искушений. Операторы – творческие люди, поэтому подвержены искушениям в полной мере. Когда оператор видит что-то, что естественным образом ограничивает кадр – он теряет волю. Это могут быть два дерева, дверной проём или окно. В кадр аккуратно вписываются  имеющиеся рамки и мы видим на экране что-то, вроде, фотообоев. Так иногда в  шутку рисуют на стене ложные двери или фальшивые окна.
  4. «Перебивки на лету». Перебивки – вещь полезная. Работать с оператором, который грамотно и вовремя снимает перебивки – одно удовольствие. Ключевое слово здесь – «вовремя». Довольно часто тяга к перебивкам возникает у оператора во время съёмки основного рабочего материала. Очень трудно удержаться от  негативных эмоций, имея на монтаже вместо плана главного героя цветочные горшки,  канцтовары или плюшевых медведей.
  5. «Перестроение на лету». Все мы крепки «задним» умом. Мы всегда знаем как правильно сделать что-то, когда это что-то уже сделано. Но творческое озарение может прийти и  немного раньше. Например, прямо во время  рабочего  дубля финальной сцены. Тогда оператору нужно срочно поправить свет, изменить ракурс или вообще в корне изменить всю мизансцену. Доказать оператору, что съёмочный материал, сделанный до этого момента, тоже нужен  для монтажа практически нереально. Он нашёл свой операторский идеал и его не волнует, что на монтаже вы будете иметь до и после склейки разное количество актёров,  разное освещение и расположение  предметов.         
  6. «Экономим плёнку».  Часто у  некоторых «ответственных» операторов  возникает зуд экономии. По их мнению,  иметь рваный код лучше, чем потратить лишние пару секунд. Надо ли говорить, что мнение режиссёра, теряющего время на синхронизацию, будет в корне отличаться от мнения такого оператора? 
  7. «Забыл выключить камеру». Самый безобидный «косяк». Он служит для развлечения ассистентов, редакторов и режиссёров при просмотре и оцифровке материала.  Ничто прекрасно операторам не чуждо и  иногда они специально снимают что-то просто из любви к искусству. Например, симпатичные ноги случайной знакомой.    
  8.  «Фотосессия». С этой проблемой борьба бесполезна в принципе. Если человек не понимает разницу между «фото» и «видео», то медицина бессильна. Остаётся только гнать такого от камеры.  Иначе, прося  оператора снять сцену «Герасим топит    Му-му», вы будете иметь красивый, но абсолютно бесполезный  пятисекундный  план лодки.
Вверх
Отметок "нравится": 392