"Борьба с ленью" или "Организация творческого процесса"

Mak_Sim аватар

(c) Максим Бухтеев

Говорят, что только абсолютному дураку никогда не бывает страшно. Я уверен, что этому же дураку незнакома лень.

В творческих профессиях не может быть абсолютных дураков. Давайте возьмём за основу, что все мы талантливы.

Есть теория, по которой весь прогресс человечества сводится к борьбе с ленью.  Чтобы не бегать за лосем, человек придумал лук, а чтобы не таскать тяжести – колесо.

В творческих профессиях тоже далеко не всё сводится к  силе воли. Есть свои технологии, секреты и приёмы, которые позволяют сэкономить время и деньги. Я расскажу о своих наработках.

В большинстве случаев, чтобы упростить себе жизнь, оставив больше времени на, собственно, творчество, нужно лишь спланировать и организовать рабочий процесс.

Не бойтесь этих страшных слов! Планирование и организация, это не враги творчества, а его помощники. Конечно, те, кто побывали под начальством формалиста-бюрократа, не согласятся со мной,  но я замечу, что это уже системная проблема. Поэтому я буду рассматривать лишь самоорганизацию и личное планирование, а администрирование и управление всей системой оставлю за рамками.

 

Бриф или задание.

В любой работе есть кто-то, кто «заказывает музыку». Именно он даёт задание и с этого акта и начинается вся работа. Начинается работа – начинаются и проблемы.

Чтобы избежать лишней и пустой работы, нужно любой ценой получить правильное задание. К сожалению, в творческой работе велика вероятность получения  нечёткого и непонятного  задания. Также  задание (бриф) может быть и вовсе ложным, что тоже, к сожалению, далеко не редкость.

Борьба с этим мерзким явлением требует опыта и знаний, но кое-какие правила всё же можно сформулировать.

  1. Требуйте подробностей. Копайтесь в мелочах. Да, я знаю, это бесит, но это необходимо. Общее правило для всех творческих работников сформулировал ещё А.Суворов – «Тяжело в учении – легко в бою». Другими словами – десять минут подготовительной организационной  работы экономят час рабочего времени. Спрашивайте заказчика, требуйте конкретики.
  2.  Старайтесь записывать и оформлять сразу все требования. Куда писать? Да куда угодно! Есть техническое задание? Пишите в него! Нет? Пишите хоть на салфетке!
  3. Обсудите с коллегами. Как правило, такие задания не даются с глазу на глаз. Всегда есть свидетели. Важно; Обсуждайте не то, что лично вам делать, а то, что по мнению коллег, хочет начальник (заказчик). Что именно произошло на встрече? Что они услышали? Уверен, что вас ждёт много интересных открытий. Хорошо, если коллеги опытные, но даже если они новички – у них всё равно есть уши. Лишние уши - всегда хорошо. Например, когда я  был руководителем подразделения и мне приходилось быть на переговорах, я всегда старался брать с собой кого-то из подчинённых , даже если это было не их дело. Единственная задача, которую я ставил перед ними – слушать и запоминать. Потом я спрашивал их впечатление. В большинстве случаев находились  какие-то мелочи, которые я упускал.        
  4. Просите примеры. Это – один из моих самых любимых тестов на адекватность, часто помогающий выявить ложный бриф. Что такое хорошо, а что такое плохо? Просите у заказчика (начальника) примеры и того и другого. Важно; Тест состоит из двух частейявной (выслушивания того, что скажет начальник) и тайной (изучения того, что было сделано другими раньше). Тайная часть лежит целиком на вас. Посмотрите, кто и что считается в фирме (или лично у начальника) эталоном стиля, юмора или солидности. Несмотря на все произнесённые слова, скорее всего, вам нужно просто сделать так же. Случаи, когда заказчик (начальник) действительно хочет произвести революцию и полную перестройку  всей системы ценностей, настолько редки, что находятся в пределах статистической погрешности. Их можно не учитывать.   

 

Оценка ситуации

Оцените ситуацию. Взвесьте проблему и соразмерьте свои силы со сложностью задачи. Не берите на себя больше, чем сможете унести.

Никому не хочется выглядеть слабым и некомпетентным работником, однако, помните, что взять на себя обязательства и потом их не выполнить – гораздо хуже для имиджа и авторитета, чем перестраховка.

Сравнивайте задачу с аналогичной и выявляйте отличия. Скорее всего, именно они и приведут к наибольшим потерям во времени и деньгах.

Например, вы уверены, что тридцатисекундный рекламный ролик по фильму вы смонтируете за две смены. Вы это делали уже сотни раз, но в данном случае заказчик требует  для ролика необычного диктора.  Скорее всего, именно здесь и будет засада. Сразу обозначьте проблему и привяжите всю сдачу работы к этому фактору.

  1. Стройте всю работу под этот фактор – не заказывайте саундтрек, без утверждённого заказчиком голоса.
  2. Не делайте  чистовой монтаж без записи диктора.
  3. Привязывайте свои обязательства к нестандартному фактору - «сдадим, как только будет утверждён голос», «диктор может прийти только в среду, естественно, что любой просмотр может быть только позже».

 

Начало

Творческий процесс планируется плохо. Он непредсказуемый. Часто возникает множество помех, которые заранее учесть просто невозможно.

Однако, правильно выбранная начальная стадия работ, часто спасает всё.

  1. Начать лучше раньше начала, т.е., ещё до формального старта работ и выбора общих временных и денежных рамок.
  • Например,  хотя вы и не обязаны этого делать, но  лучше будет почитать сценарий ДО того, как соглашаться снимать. Посмотреть исходные материалы тоже лучше ДО озвучивания гонорара за монтаж. Например, нанимаясь, как режиссёр монтажа, делать  передачу «Любовь без права на победу» я пренебрёг этим правилом. В результате оказалось, что большей части необходимого материала просто нет в наличии. Его никто не снял, да и не планировал снимать. Дело кончилось большим скандалом и денежными потерями, как для всей команды, так и для меня лично. Оглядываясь назад, я понимаю, что надо было всё проверить и, заподозрив неладное, сразу отказываться от такой работы, граничащей с «подставой».   
  1. Первым делом нужно делать те работы, от чего ОДНОЗНАЧНО зависят все остальные этапы.
  • Прежде чем делать ролик на фильм – внимательно посмотрите ВЕСЬ фильм и сделайте тщательный отбор самых ярких фрагментов. Как бы не повернулась потом ситуация, этот отбор однозначно пригодится в ЛЮБОМ случае. Однако, не сделав его, вы столкнётесь  с проблемами, например,  при создании сценария или любой коррекции монтажа.  Значительную часть своих мэшапов (монтажных роликов для Интернета) я монтировал,  делая несколько вариантов отборов из разных произведений и комбинируя их. Т.е., в данном формате работа и вовсе не получилась бы без предварительного этапа.
  • При создании режиссёрского сценария начните с изучения локации. Это пригодится при планировании, постановки задачи актёрам, заказе реквизита и при всём прочем. Например, когда я начинал делать производственно-документальную передачу «Прорыв», то первой стадией производства я сделал не только посещение завода, но и предварительную беседу со всеми героями. Это мы с автором Николаем Петровым делали ещё ДО создания сценария. Такой подход дал нам возможность снять так много хорошего материала, что получилось сделать даже несколько мини-клипов.     

 

Подготовка

Бюрократия – враг творчества. Но чтобы победить врага – надо знать его сильные и слабые стороны. Сильная сторона бюрократии – её системность.

 Творческий процесс тоже должен быть системным. Нельзя формализовать полёт фантазии, но необходимо упорядочить и систематизировать  то, чем вы однозначно будете пользоваться  постоянно.

  • При создании сценария лучше потратить час на то, чтобы сделать внятную «легенду» для персонажа, чем каждый раз прыгать по сценарию, чтобы узнать как зовут собаку героя и есть ли она у него вообще.
  • При монтаже лучше сразу подписать исходные материалы и отсортировать их по папкам,  чем  каждый раз тратить десятки минут на поиски одного и того же фрагмента.

Вдохновение

Творческую работу невозможно делать без настроения. Эта вещь – очень  индивидуальна, но, в любом случае, не стоит бороться с  отсутствием вдохновения измором.

Это сильно изматывает, ведёт к потерям и не приводит к хорошему результату.

По опыту, личным наблюдениям и доступным исследованиям, активная творческая созидательная  деятельность может длиться, примерно, 2 часа в день.  Именно в эти два часа  могут родиться новые идеи. Ещё два часа можно потратить на их оформление и приведение в работоспособный вид. Ещё два часа на доводку мелочей.

Планируйте ваш день и отметьте ваш индивидуальный пик мозговой активности. Он у всех разный, но, как правило, это утро. Перенесите два творческих часа именно на этот момент.

Всё, что длится больше шести часов, уже к творчеству не имеет отношения. Дальше можно делать только грубую техническую работу – ничего креативного вы, скорее всего, уже не сделаете.

Учитывайте это и, если возможно, не откладывайте креатив на конец рабочего дня.

Помните, народную мудрость - «Утро вечера мудренее».

 

Тупик

 

Бывает, что творческая работа заходит в тупик. Обычно недостаточно просто отложить её на неопределённое время. Такой подход может сработать только если вы не связаны никакими обязательствами и сроками.

Если проблема не берётся «в лоб», то можно временно  попробовать переключиться на другую проблему. Я стараюсь одновременно работать над несколькими очень разными проектами, чтобы всегда иметь возможность временно сменить вид деятельности.

Например, всегда есть техническая работа, которую необходимо, но неохота делать. Творческий тупик – самое время, чтобы ей заняться.

Редактура, поиск и просмотр материала, изучение темы – всё, что угодно можно комбинировать и чередовать.

Если вы хоть чуть-чуть  спланируете и систематизируете вашу работу (как я уже писал выше), то у вас всегда будет некоторое поля для манёвра по времени.

Для примера, я приведу свой ИДЕАЛЬНЫЙ распорядок дня, который я мог сам себе составить, когда был руководителем и креативным продюсером  Интернет-проекта ТНТ  «LOLvideo.ru». Оговорюсь сразу, что это пример,  когда я мог почти полностью контролировать своё расписание.

Некоторое время мне надо просыпаться, поэтому с утра я смотрел, что нового появилось на сайте, изучал ситуацию в сети.

Затем я общался с подчинёнными и понимал, что надо сделать, поправить и кому.

Расставлял срочность дел. То, что надо сделать в этот день подчинённым – расписывал им. Что надо мне – запоминал и откладывал.

Самое лучшее время для меня – полдень. Здесь я старался сделать самое сложное.  Писать статьи, придумывать и монтировать ролики, формулировать идеи для сайта.

В течении этих двух часов я переключался только между этими задачами.

Когда наступал «затык», я приступал к вещам попроще – тем, которые отложил с утра. Административные функции, переписка с партнёрами и подчинёнными, комментарии, бумажная волокита.

Как только она мне надоедала, я пробовал вернуться к креативу и дошлифовать его.

Что-то получалось, что-то нет, но проблемы становились понятны.

Я приступал к поиску  решения и менял род деятельности -  читал статьи, смотрел фильмы и ролики. Понимал, что нужно доделать и что надо отложить на следующий день.

Потом я доделывал то, что не доделал из рутины или  то, что надо точно сделать сегодня.

Уже наступал вечер и надо было делать самое тупое. Техническая работа по сайту.

Чистка, настройка.

Бумажная работа – заполнение каких-то ТЗ, списков.

Ну, а потом уже самое необязательно – вольная программа. Смотрю фильм, сижу в сети или читаю, но уже без задач. Просто на удачу – вдруг придёт в голову какая-то идея.

Таким образом, я мог одновременно решать и творческие и административные и технические задачи. А самое главное (по крайней мере для меня), что это мне нравилось.Wink

Заключение

Описанные методы позволяют в разы поднять  личную производительность труда и освободить громадное количество времени, как на отдых, так и на те дела, которые вам самим НРАВЯТСЯ.

Я сам ими регулярно пользуюсь и буду раз, если кому-то они тоже помогут. 

 

 

Вверх
Отметок "нравится": 471
5
Ваша оценка: Нет Рейтинг: 5 (3 голоса)

Комментарии

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
piromancer аватар

Re: "Борьба с ленью" или "Организация творческого процесса"

Спасибо, Максим!

Жаль, правда, что придерживаться этих рекомендаций не всегда возможно. Зато можно стремиться к пообной идеальной организации своей деятельности Smile

Вверх
Никто ещё не голосовал
Lina аватар

Re: "Борьба с ленью" или "Организация творческого процесса"

Это почти идеальная схема...Если ВСЕ работают на общий результат:)

 

Вверх
Отметок "нравится": 91
MVD77 аватар

Re: "Борьба с ленью" или "Организация творческого процесса"

Спасибо за статью. Надо потестить.

Вверх
Отметок "нравится": 83
Mak_Sim аватар

Re: "Борьба с ленью" или "Организация творческого процесса"

Да, но надо же к идеалу стремиться. Wink

Вверх
Никто ещё не голосовал
Glory аватар

Re: "Борьба с ленью" или "Организация творческого процесса"

Моя любимая статья. Перечитываю час поры, как тут поднимется на сайте. Спасибо, Макс.

Вверх
Никто ещё не голосовал

Помощь проекту