3D: Кэмерон против Нолана

Mak_Sim аватар

(c) Уолтер Мёрч, режиссер монтажа («Апокалипсис сегодня», «Привидение», «Английский пациент»)

После «Аватара» многие думали, что ключ к успеху – это 3D. Но провал большинства фильмов, снятых в этой технологии, вызвал волну дискуссий: в каких случаях стоит использовать 3D, в чем достоинства и недостатки трехмерного изображения и как эта технология повлияет на развитие киноиндустрии? Об этом – в статье Уолтера Мёрча.

Я начал работать в кино в 1968 году – тогда я монтировал свой первый фильм – «Люди дождя» Фрэнсиса Форда Копполы. Я видел, как появлялись и развивались многие технологии, в том числе и 3D. На мой взгляд, у этой технологии гораздо больше «минусов», нежели «плюсов». Вот основные из них:

- Изображение в 3D темнее и меньше. По какой-то причине преломление, которое проходит через стереоочки, уменьшает картинку. Это заметно даже на большом экране IMAX-кинотеатра.

- Когда в 1980-м я монтировал фильм «Капитан Ио», я заметил, что горизонтальное движение камеры стробирует (выделяет синхроимпульс) чаще и быстрее в 3D, нежели в обычном 2D. С тех пор ничего не изменилось. Это напрямую связано со способностью той части нашего мозга, которая отвечает за зрительное восприятие, реагировать на края изображений. Чем более заметны нам эти края, тем выше уровень действия строба.

- В 3D до сих пор не решены проблемы с «расстоянием и фокусом». Зрители фокусируют свое внимание на экране, который, скажем, находится в 60 метрах от глаз. И это расстояние не меняется на протяжении всего сеанса.

При этом «иллюзия 3D» как раз и состоит в том, что изображение якобы меняет расстояние предметов на экране – на 50, 30, 10 метров и так далее. Таким образом, в 3D изображение передвигается, в то время как расстояние между ним и нашим глазом не меняется. За 600 миллионов лет эволюции природа не сталкивалась с такими явлениями, мы не приспособлены к этому. Отсюда и головные боли, на которые жалуются зрители.

- Монтирование фильмов в формате 3D занимает больше времени: мозгу нужно гораздо больше времени оценить реальное расстояние между предметами и подстроиться под него.

Итак, 3D – это: темное, маленькое изображение, вызывающее строб и головную боль. Еще это дорого и долго в производстве.

При этом среди режиссеров существуют явные сторонники и противники 3D. Я попытался собрать свой список:

Сторонники 3D:

Джеймс Кэмерон

Самый ярый сторонник 3D-революции, новых технологий и методов подачи изображения. Его единственным неоспоримым аргументом можно назвать «Аватар». Однако, Кэмерон уверен, что 3-D нужно заниматься с первого дня съемок, а не на этапе постпродакшна. Простенькие 3-D-эффекты могут несколько увеличить бокс-офис, но никакой перспективы они не дадут.

Роберт Земекис

Земекис уже давно известен как поклонник новейших технологий. Он один из немногих режиссеров, у которого за плечами два вышедших один за другим 3D-фильма (три, если еще считать «Полярный экспресс»). Хотя были и не слишком успешные с коммерческой точки зрения 3D-проекты – например, «Рождественская песня». Там также были использованы новые технологии, и это в очередной раз показало, что использование 3D лучше подходит для анимационных фильмов.  Следующий проект Земекиса, «Желтая подводная лодка», также снимается с использованием 3D.

Джордж Лукас и Стивен Спилберг

Оба режиссера, как вы могли бы догадаться, с большим энтузиазмом относятся к 3D-формату. И, конечно, идея перевести «Звездные войны» в 3D Лукаса не покидала. Когда мы увидим плоды его трудов, пока неизвестно, но любой просвещенный фанат «Звездных войн» подтвердит, что мистер Лукас не упускает возможности продать Вам одну и ту же вещь дважды.

Стивен Спилберг после выхода «Аватара» также грезил о 3D-проекте, результат его работы мы недавно могли видеть в его «Тинтине». Да и перевести свои старые проекты в 3D он тоже не против.

Мартин Скорсезе

Новый фильм Скорсезе «Изобретение Хьюго Кабре» может стать таким же интригующим 3D проектом, как «Аватар» Кэмерона. Скорсезе считает, что 3D повысит драматичность блокбастеров, что ж, увидим, так ли это, в его новом проекте.

Это и один из самых интересных проектов в плане производства. Интересно, как технология 3D заиграет в руках одного из самых лучших режиссеров Америки. 

Критики 3D: 

Майкл Бэй

Один из самых признанных режиссеров блокбастеров, а, быть может, и самый признанный со всей авторитетностью говорит «нет». Бэй открыто критиковал 3D, когда обсуждал планы снять третью часть «Трансформеров» в этом формате. Конечно, он, во многом, говорил об использовании 3-D на этапе постпродакшна, но ведь большинство голливудских режиссеров именно так и делают. Бэй высказывался о том, что тот 3D, что мы видим сегодня фальшивый. Это настоящий обман зрителей, которые ждут от просмотра фильма чего-то особенного, а выходят из кинотеатра разочарованные.  

Кристофер Нолан

У Нолана была возможность снять свое «Начало» в 3D, но он от этой мысли отказался.  Warner Bros не сомневается, что он использует 3D в следующем «Бэтмэне», но Нолан снова не торопится.  Однако, если с 3D у него отношения и не складываются, работать в формате IMAX он не против. Несколько сцен «Темного рыцаря» были сняты на IMAХ-камеру, и он говорил, что не прочь сделать и целый проект, используя эту технологию. Но каким бы путем не пошел Нолан, пока ничего не говорит о том, что он будет активно использовать  3D.

Джейсон Рейтман

Пока Рейтман не снял ни одного фильма в 3D, хотя у него, безусловно, были к этому все возможности. В своем интервью « Movie Retriever» Рейтман сказал: «Я ненавижу 3D. Всего через 20-30 минут после начала просмотра я понимаю: все, достаточно. Пора уходить». Он один из немногих режиссеров, кто так открыто заявляет о своей неприязни к 3D, но думается, что немало людей могло бы с ним согласиться.

Уве Болл

Мы не знаем, что на самом деле думает мистер Уве о 3D. Но он настолько мастерски снимает 2D фильмы, что остается только догадываться, что будет, если он решит поэкспериментировать с трехмерным изображением.

Луи Летерье

Хоть Луи Летерье и снял один из популярнейших 3D-фильмов «Битва титанов», он утверждает, что идея конвертировать фильм в этот формат, была вовсе не его.

Одним словом, хочется надеяться, что режиссеры будут более серьезно подходить к этой технологии и не начинать конвертировать в этот формат на этапе постпродакшна. Тогда у 3D появится на порядок больше сторонников.

http://www.cinemotionlab.com/think/115

Вверх
Отметок "нравится": 1054
0
Ваша оценка: Нет