Сказку сделать былью

Mak_Sim аватар

В уходящем году торжествует любовь к выдумке

Этот год преподнес нам огромное количество сказок самого разного стиля и фасона. Может, виной тому кризис и желание забыться в приключенческом экстазе. Но сказок становится все больше, а их сюжеты — изощреннее.

Еще восемь лет назад на экранах царили традиционные детские истории вроде ленты «Кошки против собак». Но из сказок для взрослых можно припомнить лишь «Бельфегор — призрак Лувра», где одержимая египетским духом Софи Марсо гуляла по Парижу. В прошлом году ситуация изменилась. Торжествовала анимация («Мадагаскар-2», «Сезон охоты-2», «ВАЛЛ-И» и «Вольт»). Расцветший в новом веке жанр фэнтези представляла вторая часть «Хроник Нарнии», стартовала сага «Сумерки» о любви вампира и его смертной подруги. А отечественное кино обратилось к старым сюжетам. Впрочем, порой новая русская сказка становится слишком похожа на реальность: к примеру, в «Приключениях Аленушки и Еремы» герои имели дело не только с волшебными яблоками, но и с нефтяными фонтанами.

Нынешний год стал настоящим расцветом иллюзии. Зритель насладился очередными сериями приключений волшебников, мутантов, вампиров и прочей нечисти («Гарри Поттер», «Люди икс», «Другой мир», «Сумерки»), новыми проектами («Тайна Мунакра» и «Крабат. Ученик Колдуна»). Анимация отметилась продолжением «Ледникового периода», а Роберт Земекис перенес на экран «Рождественскую песнь» Диккенса, превратив ее в трехмерную сказку. А еще было много странных сказок. В них герои влюблялись в рыбок («Рыбка Поньо на утесе»), были сделаны из ниток («9»), вырывали сердца мишкам из желе («Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек»), попадали в параллельный мир к родителям-монстрам («Коралина в стране кошмаров»), а духи советских пионеров-героев выигрывали Великую Отечественную у тевтонских рыцарей («Первый отряд»).

В наступающем году нас ждут новые серии «Хроник Нарнии», «Гарри Поттера», «Сумерек» и «Шрека». Российская сказка продолжит скрещивать все, что только можно: в мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица» Алеша, Добрыня и Илья займутся отваживанием роковой красавицы от киевского князя.

Но главное — иллюзия выйдет на иной уровень. Ее героем станет не какой-то сиюминутный персонаж, а миф. В сказку на экране превратятся многие знаковые явления мировой культуры: «Алиса в стране чудес», «Вий», «Красавица и чудовище». По небу Москвы полетит легендарный ГАЗ-21 («Черная молния»). И даже Белка и Стрелка, когда-то открывшие космическую эру, станут мультперсонажами.

Страсть к иллюзии, затмевающей реальность, наблюдается не только в «важнейшем из искусств». По статистике книжного магазина «Москва», в прошлом году первые строки рейтинга занимали вполне реалистичные Евгений Гришковец («Асфальт»), Павел Санаев («Похороните меня за плинтусом»), Сергей Минаев («The телки») и традиционно популярный Виктор Пелевин («П5»).

В 2009 году все иначе. Да, по-прежнему в ходу Санаев со своим мрачным романом о родительской любви. Но выше его в рейтинге и мутанты московской подземки («Метро» Дмитрия Глуховского), и Фандорин, ищущий древний клад («Сокол и ласточка» Бориса Акунина). И это данные без учета декабрьских продаж, когда новая книга о Фандорине «Весь мир — театр» наверняка схлестнется в битве за читательскую любовь с «Утраченным символом» — последним романом Дэна Брауна, без сомнений, главного сказочника и мистификатора нашей эпохи.

АЛЛА ИВАНОВА

http://www.rbcdaily.ru/2009/12/30/lifestyle/450910

30.12.2009

Вверх
Никто ещё не голосовал
Голосов пока нет