Поля надежды или Последний год нового русского кино

Mak_Sim аватар

Поля надежды или Последний год нового русского кино

Прошел 2009 год, который смело можно назвать последним годом для нового русского кино. На отечественные 73 картины, которые, вопреки финансовому кризису, смогли найти деньги и выпустить в прокат, был потрачен 281 миллион долларов, при этом сборы составили лишь 171,7 миллиона долларов*. Ситуация сравнима с 2007 годом, когда на 221,8 миллиона вложений, вернулось лишь 148 миллионов долларов США. Но тогда вера в отечественный продукт переживала период возрождения, а ныне у зрителя желания посмотреть российский фильм в кино возникает все меньше. Похоже, что надежда на новое русское кино умерла.

Столько лет все говорили о кризисе в отечественном кино, имея ввиду кризис творческий, что когда наступил кризис экономический, нашлись люди, которые этому даже обрадовались. Наконец-то прекратилась вакханалия с вдуванием бессчетных бюджетов в отечественные проекты, когда создатели фильмов брали штурмом кинозалы не уменьем, а числом, чем за недолгие годы возрождения российского кино ухитрились напрочь отбить охоту у зрителей смотреть локальный продукт. Прошедший 2009 год заставил инвесторов считать деньги, отказываться от непрофильных активов и выводить средства из заведомо убыточных производств. В результате этого сотни участников кинопроцесса остались без работы, многие кинопроекты, не успевшие начать производство до 2009 года, в итоге остались без государственного финансирования. Для тех, кто потерял работу это, несомненно, печально, но для рынка кино год оказал оздоравливающее воздействие. По крайней мере, у зрителей появилась надежда, что в грядущем году он не увидит многобюджетных фильмов ужасов, а это уже немало.

С другой стороны, год ознаменовался приходом в отечественное кинопроизводство голливудских студий, которые видят в отечественном рынке большой потенциал. Началось это еще в 2008 году, с картины «В ожидании чуда», но полноценное развитие можно было наблюдать только в 2009-м. Пока в их фильмах больше русского, чем голливудского, но не все сразу. Будет и на нашей улице праздник. Уже тот факт, что «Книга мастеров» вошла в десятку самых прибыльных проектов уходящего года, а «Каникулы строгого режима» и «Самый лучший фильм 2» окупили производство еще на этапе проката, имеет немалое значение для дальнейших шагов студий в сторону производства локального продукта.

Таблица лидеров кассовых сборов

№ п.п.фильмдистрибьюторколичество копий на стартеЗаявленный
бюджет,
млн. $
Общий сбор, $сборы/бюджет
1Обитаемый остров. Фильм 1Каропрокат91618,321 836 900119,33%
2Любовь-морковь 2Каропрокат9313,517 846 600509,90%
3Каникулы строгого режимаДвадцатый век Фокс СНГ1035417 532 700438,32%
4Тарас БульбаЦентрал Партнершип6482517 040 80068,16%
5СтилягиЦентрал Партнершип8931516 806 500112,04%
6Самый лучший фильм 2BVSPR9486,412 850 850200,79%
7Книга мастеровBVSPR691810 820 000135,25%
8Любовь в большом городеКаропрокат6733,59 119 700260,56%
9Обитаемый остров: СхваткаКаропрокат85918,36 070 10033,17%
10ЦарьНаше кино485155 237 00034,91%
Суммарно картины, занявшие первые десять мест в рейтинге по объему кассовых сборов, обошлись создателям в 117 миллионов долларов, а принесли в копилку национального проката 135 миллионов долларов, или 78,6% от общей кассы всех российских лент, вышедших на экраны в 2009 году!

Сразу стоит оговориться, что в наших подсчетах мы оперируем цифрами журнала «Кинобизнес сегодня», как в отношении данных по сборам, так и бюджетов. Говоря о безубыточности, мы считаем, что если фильм на этапе кинопроката собрал сумму, не менее объявленного бюджета (хотя и оставляет 50% сборов кинотеатрам и еще 15% уходит дистрибьюторам), что после продажи прав на телепоказы и DVD оставляет продюсерам шанс на возврат средство в ближайшее после проката время. Кроме того, мы не учитываем размещение в картине product placement товаров и услуг, частично покрывающее затраты на кинопроизводство). Первую же пятерку занимают фильмы, которые собрали вдвое больше своего бюджета, то есть смогли принести прибыль своим создателям еще на этапе кинопроката.

Лидером по числу ролей в самых кассовых фильмах года на этот раз стал Юрий «Гоша» Куценко (Обитаемый остров 1-2, Любовь-морковь 2, Книга мастеров). А самыми доходными вложениями оказались детища Рената Давлетьярова и Александра Котелевского («Любовь-морковь 2» собрала в пять раз больше своего бюджета, а «Юленькой» в прокате удалось наскрести сумму, сравнимую с тем, что было потрачено на производство).

Таблица условно доходных фильмов

№ п.п.название фильмадистрибьюторколичество копий на стартезаявленный
бюджет,
млн. $
общий сбор, $сборы/бюджетпродюсеры
2Любовь-морковь 2Каропрокат9313,517 846 600509,90%Ренат Давлетьяров, Александр Котелевский
3Каникулы строгого режимаДвадцатый век Фокс СНГ1035417 532 700438,32%Анатолий Максимов, Джаник Файзиев, Дмитрий
11Невеста любой ценойЦентрал Партнершип5881,54 202 400280,16%Рубен Дишдишян, Анна Меликян
8Любовь в большом городеКаропрокат6733,59 119 700260,56%Сергей Ливнев, Лев Николау, Георгий Малков
6Самый лучший фильм 2BVSPR9486,412 850 850200,79%Михаэль Шлихт, Пол Хэт, Артак Гаспарян, Гарик Харламов
17Укрощение строптивыхКаропрокат4111,32 106 550162,04%Игорь Каленов, Родион Павлючик
43Последний герой. 20 лет спустяНевафильм Emotion330,0574 500149,00%Вадим Донец, Валерий Савин, Вячеслав Цой
12ЛопухиПарадиз53134 133 500137,78%Юрий Шабайкин
7Книга мастеровBVSPR691810 820 000135,25%Марина Жигалова-Озкан, Леонид Верещагин
13Тариф НовогоднийПрофит синема5013,23 877 500121,17%Игорь Толстунов, Виктория Громик, Елена Гликман, Анна Кагарлицкая
1Обитаемый остров. Фильм 1Каропрокат91618,321 836 900119,33%Федор Бондарчук, Александр Роднянский, Дмитрий Рудовский, Сергей Мелькумов, Евгений Северов
5СтилягиЦентрал Партнершип8931516 806 500112,04%Валерий Тодоровский, Вадим Горяинов, Леонид Ярмольник
15Про Федота-стрельца, удалого молодцаНаше кино6002,52 586 100103,44%Александр Боярский, Сергей Сельянов
14ЮленькаКаропрокат42132 926 40097,55%Ренат Давлетьяров, Александр Котелевский, Андрей Новиков

Сборы самых доходных фильмов составили 126,7 миллиона долларов, их совокупный бюджет — 73,25 миллиона.

Впрочем, если считать совсем честно, то из сборов нужно вычитать и долю дистрибьютора, и долю кинотеатров, и затраты на печать копий. И в этом случае в прибыли остаются только создатели двух кинолент — «Каникулы строгого режима» (FOX, 2,416 миллиона долларов), и «Любовь-морковь 2» (Каропрокат, 3,15 миллиона вернулось продюсерам с проката). И еще пять картин из тех, что потеряли менее полумиллиона долларов, отделались легким испугом — потери от их проката сопоставимы с производственным бюджетом («Последний герой», «Девственность», «Гора самоцветов 4», «Палата №6» и «Голубка»). Причем в этих цифрах не учитываются расходы на рекламу.

Стоит ли удивляться, что в первой пятерке мы видим только комедии? Пожалуй, нет. В производстве жанр недорогой, а потому окупаемость его достаточно высокая. Несмотря на свои немалые сборы, окупиться не удалось ни «Стилягам», ни «Обитаемому острову», ни «Тарасу Бульбе» (последним даже не удалось собрать сумму, эквивалентную своему раздутому бюджету (в случае с О_о статистику портит второй фильм «Схватка»)).

В списке картин, которым удалось в прокате набрать меньше 2% от потраченной на производство суммы, дважды встречается фамилия Романа Борисевича (он выпустил в этом году три картины, но «Волчку» повезло немногим больше других). В основном это или телевизионные мелодрамы, которые непонятно каким образом попали в кинопрокатную сетку, или фестивальное кино, для проката которого в России пока не созданы благоприятные условия.

Фильмы, сборы которых составили менее 2% производственного бюджета

№ п.п.название фильмадистрибьюторколичество
копий
на старте
заявленный
бюджет,
млн. $
общий сбор, $сборы/бюджетпродюсеры
60Сказка про темнотуЛеопарт121,222 0001,83%Роман Борисевич, Александр Кушаев
58Не думай про белых обезьянПарадиз181,522 1001,47%Людмила Самохвалова
57ЧудоCP Classic152,534 8001,39%Рубен Дишдишян, Сергей Даниелян, Арам Мовсесян, Юрий Мороз
64ОкеанКино без границ51,114 1001,28%Михаил Косырев-Нестеров, А. Вульфов, Р. Рэй
53ЯАргумент кино373,848 7001,28%Анна Михалкова, Максим Королев
62Двенадцатое летоПанорама301,315 7601,21%Георгий Негашев, Ирина Снежинская
59Петя по дороге в Царствие небесноеПрофит синема111,922 1001,16%Федор Попов
52Мальтийский крестКаропрокат50549 0000,98%Александр Иншаков
63МиннесотаАргумент кино291,914 8000,78%Рубен Дишдишян, Арам Мовсесян, Сергей Даниелян
61Никто, кроме насВозвращение XX век102,518 8000,75%Сергей Говорухин
65Подарок СталинуНикола-фильм5212 6500,63%Борис Чердабаев, Игорь Каленов, Алия Увальжанова, Мурат Нугманов
67ЗазаГельварс101,37 7000,59%Василий Зверев, Михаил Линьков
66Сумасшедшая помощьCP Classic82,310 1000,44%Роман Борисевич
68Этим вечером ангелы плакалиФОФ Компани / Невафильм121,56 5000,43%Илья Захаров, Андрей Волгин
69Вооруженое сопротивлениеRUSCICO5026 0000,30%Ефим Резников
70Обреченные на войнуКинопродвижение/Гельварс72,15 0000,24%Ольга Жулина
72Сезон тумановКиноглаз311 1000,11%Нил МакКартни, Евгения Тирдатова
71Люди добрыеПарадиз81,71 2000,07%Алексей Голодницкий, Татьяна Яковенко, Александр Литвинов
73Двойная пропажаПарадиз315000,05%Александр Литвинов

На создание этих картин было потрачено 37,6 миллионов долларов, собрать удалось лишь 312,9 тысяч.

Необходимо сказать и о тех, кто взял на себя ответственность за прокат картин в отечественных кинотеатрах. Дистрибьюторы, которые получают 15% от сборов фильма в кинотеатрах, по логике, должны обеспечить прибыль, чтобы и себя накормить, и продюсеров в накладе не оставить. Но, по опыту, получается совсем наоборот, волки-то сыты, а от овец не остается ни рожек, ни ножек.

Выпустив единственную отечественную картину, «Двадцатый век Фокс СНГ» сам заработал и «Дирекции кино» прибыль принес (оно и понятно, своя рубашка ближе к телу, ведь FOX взял на себя часть расходов на производство). То же и с BVSPR, которые выпустили три ленты. На один провал «Первой любви» пришлось два прибыльных проекта «Самый лучший фильм 2» (Comedy club production и Monumental pictures) и «Книга мастеров» (Disney), что, в итоге, позволило занять BVSPR третье место в таблице. Второе же принадлежит компании Невафильм Emotions, дистрибуционному подразделению компании «Нева фильм», занимающейся на рынке оснащением кинозалов проекционным оборудованием. Их документальный фильм «Последний герой. XX лет спустя», выпускался в залах с цифровой проекцией (а потому не было затрат на печать копий), бюджет в 50 000 долларов ушел на восстановление фильма, который был снят еще в 1992 году, но до сих пор ни разу не демонстрировался в кинотеатрах, и каждый показ был своего рода событием. Его премьеру приурочили ко дню памяти Виктора Цоя 15 августа, фильм демонстрировался в кинозалах одним сеансом и собирал полные залы. Верно говорят, лучше меньше, да лучше!

Таблица дистрибьюторов

Дистрибьюторкол-во фильмовСборыбюджетсборы/бюджет, %
Двадцатый век Фокс СНГ117 532 7004 000 000438,32%
Невафильм Emotion174 50050 000149,00%
BVSPR325 445 95018 900 000134,63%
Каропрокат1262 933 65071 600 00087,90%
КП (собств. произв.)327 958 90038 200 00073,19%
Централ Партнершип1043 854 10076 700 00057,18%
ЦПШ (собств. произв.)422 247 50031 500 00070,63%
Профит синема34 525 5006 600 00068,57%
Наше кино810 137 96040 900 00024,79%
НК (собств. произв.)27 823 10017 500 00044,70%
Парадиз105 140 95017 600 00029,21%
Seaview Company1343 5001 800 00019,08%
Настроение кино1670 2004 000 00016,76%
Панорама4467 6604 900 0009,54%
Вольга1164 8003 500 0004,71%
Интерсинема2106 7002 400 0004,45%
Кино без границ252 6001 400 0003,76%
Леопарт122 0001 200 0001,83%
Аргумент кино3117 5006 700 0001,75%
CP Classic3102 5006 300 0001,63%
Возвращение XX век118 8002 500 0000,75%
Никола-фильм112 6502 000 0000,63%
Гельварс17 7001 300 0000,59%
ФОФ Компани / Невафильм16 5001 500 0000,43%
RUSCICO16 0002 000 0000,30%
Кинопродвижение/Гельварс15 0002 100 0000,24%
Киноглаз11 1001 000 0000,11%

Среди тех, кто набрал в свой пакет отечественных фильмов, лидируют «Каропрокат» (12 картин, из них три — собственного производства), ЦПШ (10, из которых 4 свои), «Парадиз» (10), «Наше кино» (8, из которых 2 произведены на студиях Профит и СТВ, входящих в состав кинокомпании «Наше кино»). Ни одному из указанных дистрибуторов не удалось даже вернуть деньги, потраченные на производство собственных картин, что уж говорить о те, что были взяты на прокат. Это замечание немаловажно, поскольку сейчас только и разговоров, чтобы распределить государственные бюджеты между мейджорами, а где они – мейджоры? Какова их доля в национальном прокате?

Для справки, в США мейджорами называют большую шестерку студий, которые в общей сложности обеспечивают 80% национального кинопроката, остальное приходится на прокат зарубежных фильмов и продукцию независимых студий.

О каком возвратном механизме может идти речь, когда они и свои родные картины донести до зрителя не в состоянии? Да и можно ли называть национальными мейджорами кого-либо из присутствующих сегодня на рынке игроков? В ситуации, когда производственными площадями и оборудованием владеют одни, а производством – другие? На рынке появляются новые дистрибьюторы, новые кинотеатры, а студий, которые бы объединили небольших игроков рынка, раздавали бы заказы, предлагали бы под производство имеющиеся в своем распоряжении площади, как не было, так и нет. Таким игроком мог бы стать сегодня киноконцерн «Мосфильм», но, как видно, руководству выгоднее сдавать в аренду павильоны и офисы для студий, а для отчета производить один фильм бюджетом в 400 000 долларов и собирать им 115,2 тысяч. Это называется не бизнес, а как-то иначе.

Таблица очевидно делится на три части — в верхней части три дистрибьютора, которые остались в плюсе от выпуска российских фильмов, в нижней части компании, выпускавшие артовую продукцию, которая заведомо не предполагает прибыли, в той же нижней части списка находится компания «Панорама», работающая с детским кино, а между ними те, кто борется за звание национального мейджора. Интересная получается картина.

Вот мы и подошли к финалу. Потери продюсеров исчисляются не процентами сборов от бюджета, а в абсолютных цифрах. Из сборов вычитается половина, которую забираю кинотеатры, и еще 10-15% уходят дистрибутору. Продюсер – это последний человек в цепочке, которому достаются деньги, если они остаются, конечно. Ниже у нас есть возможность пронаблюдать, кому и сколько предстоит еще заплатить за картины собственного производства. (в таблицу включены картины, продюсерские потери по которым, после выплаты доли кинотеатров, дистрибьюторских и печати копий, но без учета затрат на рекламу, составили более 4 миллионов долларов. Поскольку фильм «Книга мастеров» был произведен и выпущен компанией Disney, мы считаем, что выплаты доли дистрибьютора не осуществлялось, поэтому потери по картине составили 3,28 миллиона долларов, в противном случае потери составили бы 4,1 миллион долларов США).

Самые убыточные фильмы 2009 года

№ п.п.Фильмдистрибьюторколичество
копий
на старте
Заявленный
бюджет,
млн. $
Общий сбор, $сборы/бюджет, %потерипродюсеры
1+9Обитаемый остров (1+2)Каропрокат177536,627 907 00076,25%- 26 514 525Федор Бондарчук, Александр Роднянский, Дмитрий Рудовский, Сергей Мелькумов, Евгений Северов
4Тарас БульбаЦентрал Партнершип6482517 040 80068,16%- 18 405 660Рубен Дишдишян, Сергей Даниелян, Арам Мовсесян, Юрий Мороз
10ЦарьНаше кино485155 237 00034,91%- 13 259 275Павел Лунгин, Ольга Васильева
23ПутьНаше кино33912773 9006,45%- 12 010 093Искандер Галиев, Роман Комков
18Запрещенная реальностьЦентрал Партнершип458121 877 20015,64%- 11 660 190Василий Головачев, Юлия Орлова
21Тайна Чингис-ХаанаКаропрокат273101 193 80011,94%- 9 765 635Андрей Борисов, Владимир Иванов, Ичинхорлоо Нямгаваа
5СтилягиЦентрал Партнершип8931516 806 500112,04%- 8 750 238Валерий Тодоровский, Вадим Горяинов, Леонид Ярмольник
36ПассажиркаЦентрал Партнершип1007164 4002,35%- 7 030 130Станислав Говорухин, Екатерина Маскина, Александр Просянов
37Человек, который знал всеЦентрал Партнершип1085160 9003,22%- 5 039 618Тимур Вайнштейн, Олег Осипов
52Мальтийский крестКаропрокат50549 0000,98%- 5 029 175Александр Иншаков
16Возвращение мушкетеровЦентрал Партнершип50552 521 85050,44%- 4 433 214Олег Чамин
19Первая любовьBVSPR5244,51 775 10039,45%- 4 269 583Михаэль Шлихт, Александр Роднянский, Пол Хэт
25Горячие новостиНастроение кино3384670 20016,76%- 4 053 165Сэм Клебанов, Анна Качко, Петер Хильтунен

Поскольку фильмы «Обитаемый остров» и «Обитаемый остров. Схватка» снимались одновременно и производственный бюджет их условно бел поделен пополам, мы объединили эти фильмы в один, посчитали общие затраты на печать копий и совокупные сборы двух картин, таким образом фильм занял первое место по абсолютным убыткам в отечественном прокате.

Какой из всего этого можно сделать вывод? Очевидно, чтобы зарабатывать на отечественном кино, нужно для начала построить достаточно кинотеатров, в которые бы зритель принес свои деньги, из них сколотить фонд поддержки национального кино и выделять из него деньги. Для этого необходимо снизить пошлины на проекционное оборудование, которое в нашей стране не производится, оказать поддержку компаниям, которые занимаются оборудованием кинозалов. Сейчас не идет речи о том, чтобы оснастить цифровым проектором каждый Дом Культуры или сельский клуб, но построить достаточное количество кинотеатров в каждом городе — без государственных дотаций бизнесу будет непросто.

Создатели фильмов еще на этапе написания сценария должны продумывать маркетинговую стратегию продвижения картины, прочитывать, какие рекламные ролики могут быть сняты в декорациях фильма, чтобы не приходилось после нарезать материал из того, что получилось, когда нет возможности дополнительно озвучить какие-то реплики персонажей, чтобы они хорошо звучали, вырванными из контекста. Без консультантов тут продюсерами никак не обойтись. Ну а о том, что фильм снимается сначала в голове, все остальное - это уже техника, говорить не приходится.

Владельцам производственных площадей полученные от аренды своих площадей деньги нужно тратить не на ремонт корпусов (хотя и это необходимо), а вкладывать эти деньги в кинопроизводство, тогда будет повод вернуть на экраны страны некогда прославленные логотипы «Мосфильма», «Ленфильма» и «Киностудии им. Горького». Только когда у руля киностудий будут находится не люди искусства, а бизнесмены, только тогда мы сможем говорить о возрождении отечественного кино, вместо того, чтобы слушать новости об очередном скандале в Союзе кинематографистов.

*) Тут можно было и возразить, мол, когда деньги на производство брали, доллар стоит 24 рубля, а когда собирали, что и больше тридцати. И если пересчитать по коэффициенту девальвации, ситуация не будет выглядеть столь катастрофичной, но дело ведь не только в деньгах, правда?

http://filmz.ru/pub/72/18447_1.htm

Вверх
Никто ещё не голосовал
Голосов пока нет