2. Как бы я делал «русский Нетфликс»: бюджет и принципы

Mak_Sim аватар

(с) Максим Бухтеев

Бюджет

Давайте немного поговорим о бюджетах. Я не готов сейчас точно сказать, сколько и что может стоить – это зависит от множества факторов, начиная от наличия сильных партнёров, заканчивая личными амбициями инвестора. 

Но для примера я приведу открытую информацию, имеющуюся на сегодняшний момент  по сервису ivi.

Этот проект, по некоторым данным, имеет самую большую выручку.  По данным РБК  её рыночная доля составляет почти 36%,  выручка превысила 3,9 млрд руб., а  стоимость самой компании  -  $120 млн.


По словам «Ведомостей»  на старте (2010 год) в проект было вложено  $30 млн. долларов.  В 2011 г. Добавлено ещё $40 млн инвестиций.

В 2015 г. фонд Buran Ventures сообщил, что инвестировал в Ivi $3,5 млн.

Известно, что это ещё не всё и в последние годы  сервис финансировался дополнительно, хотя точных данных о размере нет.

По данным РБК  на 2019 год  сам  ivi намерен  инвестировать в производство собственного контента  до 1 млрд рублей.

Как я уже писал – все числа здесь приведены только для того.
Я не уверен, что ivi идёт верным путём и не потеряет деньги инвесторов.

Но как бы то ни было, их бюджет позволяет понять всю серьёзность процесса.

Например, десять лет назад ТНТ вложил в мой проект на два порядка меньше и всё же я довёл сервис до запуска в рабочем режиме, заполнил простым контентом и  был готов приступить к процессу монетизации.   Теперь, даже при всём желании,  так сделать не получится.  

 

Общие принципы

Некоторые могут меня спросить о смысле моей статьи, если уже столько серьёзных и богатых игроков включились  в эту гонку? Может быть, поезд уже ушёл? Зачем махать кулаками после драки?

Но я думаю, что ещё ничего не решено и не факт, что нынешние игроки всё делают верно.
 
И вот это для меня ещё одна причина для статьи – желание не просто критиковать ошибки, а предлагать нечто конкретное.

Возможно, что я тоже ошибаюсь. Ну что же – время покажет.  В будущем можно будет ещё раз прочитать мой текст и сравнить его с тем, что произошло на самом деле.     

В общем, сейчас мне проще описать то, что я бы не стал делать ни в коем случае, желая создать «русский Нетфликс».

1. Я бы не стал привлекать чужую команду (тем более, непрофессиональную), а стал бы создавать свою. Нельзя просто нанять какую-нибудь команду КВН и на этом успокоиться.  Ведь в идеале должен возникнуть полноценный продюсерский центр. В сети пока такого нет, а значит готовой команды не существует. Из тв и кино брать целиком команду бессмысленно, ведь сеть должна стать им альтернативой и конкурентом.

2. Я бы не тратил деньги на дорогие медийные лица. На первом этапе они бесполезны даже для рекламы, не говоря уже о руководящих позициях. Возможно, что известные люди могли бы помочь в привлечении инвестиций или в общем продвижении проекта, но в этом случае стоит чётко разделить полномочия и зоны ответственности.     

3. Я бы не вкладывал деньги в дорогие производственные бренды, а начал бы с небольших недорогих форматов, которые успешно живут в сети.

4. Я бы не ориентировался на принципы работы из традиционной сферы – российского кино и тв. Они не подходят для сети. Нужно использовать традиционные технологии производства и опыт, а не бизнес концепцию.

Возможно, что у кого-то вызовет недоумение моё нежелание работать по традиционным  телевизионным правилам, ведь я сам в первую очередь телевизионщик.

Ещё раз повторю – я за симбиоз телевизионных и сетевых технологий, а не за формальный перенос эфирного  формата в сеть. Конечно, есть ряд проектов, которые довольно успешны в сети. Но будут ли за них платить?

Вот, например, самые свежие данные от Mediascope.

«Согласно опросу, 63% российских зрителей не понимают, зачем платить за контент, если почти все можно бесплатно найти в интернете. 61% готов смотреть рекламу, если это позволит получить доступ к контенту бесплатно».

Это то, о чём я уже писал выше – бизнес модель эфирного тв плохо подходит для сети.  

Ситуация неоднозначная  даже если ориентироваться только на просмотры.
Например, делая для ТНТ «LOL-video» я производил юмористические  ролики на основе (перемонтаж и переозвучка) очень популярного в то время Comedy club.
Так вот,  эти ролики по просмотрам были более популярны, чем сама передача. 
Я предполагаю, что тут дело в том, что это был уникальный контент, а передачу можно было посмотреть в любом другом месте.
К сожалению, мне не удалось тогда наладить поточное производство такого контента и проверить систему монетизации, но я предполагаю, что общее направление верное.
Думаю, что в перспективе так можно было производить, как минимум, свои юмористические скетчи, уже  не привязанные к Сomedy club. 

С чего я решил, что люди захотели бы  за это платить?

Да потому что люди в России, вопреки мифам о паталогических сетевых «халявщиках», охотно платят деньги в сети. Только надо им предложить достойную причину для этого.
Вот, например, данные от «Яндекс.Касса» и Data Insight для популярных игровых платформ и стриминговых сервисов — Steam, Battle.net, Twitch, YouTube и DonationAlerts.

«18 млн пользователей в 2018 году покупали игровые объекты или переводили пожертвования стримерам. Это каждый четвёртый пользователь интернета в России в возрасте от 14 до 54 лет.

За год они потратили 11,6 млрд рублей.

Сумма среднего перевода — 350 рублей. Каждый из 18 млн пользователей делает такие переводы в среднем по три раза в месяц».

Много это или мало? В мировом рейтинге  платы за игры Россия находится на 11 месте.

Кто-то может возразить, что это же, мол, совсем другая тема.
Но я в ответ напомню про стримы – классические телевизионные прямые эфиры, модернизированные для нужд сети.

Вот этот процесс я и имею ввиду, говоря про синтез  сетевых и телевизионных технологий.
И строить «русский Нетфликс» я бы начал именно с таких экспериментов, постепенно переходя к более дорогим форматам.  

И, кстати, это послужило бы хорошей тренировкой для команды, которую, как я уже говорил, я бы собирал с нуля.

 

Вверх
Никто ещё не голосовал
Голосов пока нет