Словарь: Спецэффекты. Визуальные эффекты

CGI/Computer-generated imagery

- изображение, создаваемое с помощью трехмерной компьютерной графики


 

Go motion

- разновидность приема stop motion, при которой с помощью компьютерной обработки в последовательной серии кадров изменяется положение объекта или его части
 
Один из первых случаев применения go motion – сцена из V эпизода «Звездных войн» «Империя наносит ответный удар»

 
 

Stop motion

- метод покадровой съемки, когда снимаются неподвижные объекты, положение которых слегка меняется для каждого следующего кадра
 
Классический пример использования stop motion в кино – «Кинг Конг» 1933 года

 

VFX-продюсер/Продюсер визуальных эффектов

[VFX-producer/Visual effects producer]
- специалист, занимающийся вопросами бюджета, графика и организации работ в области визуальных эффектов


 

VFX-супервайзер/Супервайзер визуальных эффектов

[VFX-supervisor/Visual effect supervisor]
- специалист, отвечающий за художественные и технические вопросы постановки визуальных эффектов   


 

Бипак

[Bipack]
- прием комбинированной съемки, предполагающий одновременное использование в киносъемочном аппарате двух кинопленок


 

Блуждающая маска

[Travelling mask/Travelling matte]
- разновидность комбинированной съемки, при которой объекты в кадре совмещаются с фоном при помощи двойной экспозиции

Применение блуждающей маски в фильме «Когда сталкиваются миры» (1951)
Применение блуждающей маски в фильме «Когда сталкиваются миры» (1951)


 

Визуальные эффекты/Оптические эффекты

[Visual effects/VFX]
- различные оптические (а также компьютерные) способы создания несуществующих сцен, действий или образов, и изменения уже отснятого материала
 





 

Вытеснение/«Шторка»

[Wipe]
- эффект, используемый в качестве монтажного перехода, когда новый кадр постепенно замещает собой предыдущий

Применение вытеснения в фильме «Молодой Франкенштейн« (1974)
Применение вытеснения в фильме «Молодой Франкенштейн« (1974)


 

Захват движения

[Motion capture/Mocap]
- технология, позволяющая преобразовывать изображение актера (в т.ч. его движение и мимику) в анимированного персонажа; маркерная система motion capture предполагает использование помимо специальных камер маркеров в виде датчиков или точек; также применяется безмаркерная система, основывающаяся на технологии распознавания образов
 
Среди фильмов, снятых с помощью motion capture: «Полярный экспресс», «Властелин колец», «Кинг Конг», «Аватар», «Рождественская история», «Восстание планеты обезьян», «Хоббит», «Планета обезьян: Революция» и т.д.

Актер Энди Серкис специализируется на исполнении ролей героев, создаваемых с помощью motion capture. В его фильмографии такие образы как Кинг Конг, Голум из «Властелина колец» и «Хоббита», а также шимпанзе Цезарь из франшизы «Планета обезьян»


 

Затемнение

[Fade]
- эффект растворения кадра в однотонном, как правило черном фоне


 

Замедленная съемка/Цейтрафер

[Undercranking/Timelapse/Time-lapse photography]
- эффект ускоренного движения, достигаемый съемкой с кадровой частотой ниже 24 кадров в секунду
 


 

Кейинг

[Keying]
- процесс отделения объекта от зеленого или синего фона хромакея


 

Клинап

[Clean up]
- процесс вычищения в кадре лишних деталей, к примеру, микрофонов, шнуров, тросов, отражения съемочной группы в зеркале и т.п., а также замещения затертых мест


 

Клинапер

[Clean up artist]
- специалист, занимающийся удалением из кадра лишних деталей, а также их замещением


 

Колоризация

[Colorization]
- процесс и технология преобразования черно-белого изображения в цветное
 


 

Комбинированная съемка

[Combination shot]
- органичное соединение в одном кадре нескольких элементов из других кадров, снятых в разное время, в разных местах, возможно имеющих разный масштаб и т.д.

 
 
Один из ранних примеров комбинированных съемок – фильм Жоржа Мельеса «Человек с резиновой головой»
 
 

 


Кадр из фильма «Человек с резиновой головой» (1901)
Кадр из фильма «Человек с резиновой головой» (1901)


 

Композитинг/Композ

[Compositing]
- процесс цифрового объединения нескольких визуальных элементов в единое изображение, к примеру, комбинирование 3D-графики, съемочного материала, подсъемок и т.п., а также сведение различных слоев по цвету и ряду других параметров
 

 

 
 

Композер/Композитинг-артист

[Compositing artist]
- специалист, завершающий визуальную обработку изображения компановкой различных элементов в единой целое


 

Компьютерная графика

[Computer graphics]
- процесс и результат синтеза и обработки изображения с помощью компьютера  


  Первым фильмом, в котором почти все визуальные эффекты были сделаны с помощью компьютерной графики был «Трон» 1982 года. Провалившаяся в прокате, картина со временем обрела статус культовой и стала вехой в применении компьютерных технологий на экране.


 

Контроль движения

[Motion control]
- технология, позволяющая камере в точности повторять ранее произведенное или предварительно запрограммированное движение; используется, когда требуется объединить несколько изображений, снятых в движении

 
 
Впервые технология контроля движения использовалась при съемках IV эпизода «Звездных войн» «Новая надежда»
 
 

 

 

Концепт/Концепт-арт/Концепт-дизайн

[Concept]
- подготовительные изобразительные материалы, создающиеся для того, чтобы передать идею и атмосферу будущего фильма
 


 

Лид-композер

[Lead compositing artist]
- специалист, отвечающий за работу композеров


 

Люмакей

[Luma key]
- технология замены самой яркой или, что реже, самой темной части изображения


 

Маркер

[Marker]
- опорные точки на декорации, на костюме или на теле актера, которые фиксируются камерами и служат основой для создания виртуальной модели

Аарон Экхарт и маркеры в фильме «Темный рыцарь» (2008)
Аарон Экхарт и маркеры в фильме «Темный рыцарь» (2008)


 

Маска

[Matte/Mask]
- фрагмент одного изображения, накладываемый поверх другого

  Пример – кадры, снятые с использованием маски в фильме Альфреда Хичкока «Головокружение»

Кадры из фильма «Головокружение» (1958)
Кадры из фильма «Головокружение» (1958)

 
 

Матчмувинг

[Match moving]
- технология, позволяющая располагать компьютерную графику в отснятом кадре путем отслеживания траектории движения камеры и расположения объектов в сцене


 

Многократная экспозиция/Мультиэкспозиция

[Multiple exposure]
- прием, заключающийся в эффекте сочетания в одном кадре нескольких изображений, что достигается наложением нескольких кадров друг на друга


 

Моделирование

[Modeling]
- процесс создания модели объекта, дающей первоначальное представление о его основных параметрах


 

Модельщик/Моделлер

[Modeling]
- специалист, занимающийся созданием компьютерных трехмерных объектов на ранней стадии


 

Морфинг

[Morphing]
- плавный переход одного изображения в другое через схожие опорные точки


 

Мэтт-пэйнтинг/Мэтт-пэйнт

[Matte painting]
- рисованное изображение ландшафта, пейзажа и любого другого пространства, заменяющее натурные съемки
 


 

Наплыв

[Dissolve/Lap dissolve]
- эффект, при котором изображение одного кадра постепенно переходит в изображение следующего при помощи двойной экспозиции

 


 

Неподвижная маска

[Static mask/Static matte]
- разновидность комбинированной съемки, при которой часть снимаемого кадра закрывается маской в виде светонепроницаемой заслонки, с тем, чтобы на закрытую часть кадра затем заснять другое изображение


 

Обратная съемка

[Reverse]
- эффект, возникающий при проекции заснятого действия в обратном направлении
 
 


 

Оцифровка

[Digitizing/Digitization]
- процесс перевода изображения или звука в цифровой вид


 

Пайплайн

[Pipeline]
- общий план и процесс разработки и производства компьютерной графики, преобразования сценария в изобразительный ряд


 

Превизуализация/Превиз/Аниматик

[Previsualization/Preview/Pre-viz/Animatics]
- компьютерное моделирование сцен будущего фильма, позволяющее на этапе пре-продакшна экспериментировать с мизансценой, освещением, движением камеры, спецэффектами и т.п.; обычно используется для подготовки сложных постановочных эпизодов
 


 

Рирпроекция

[Rear projection/Process photography]
- разновидность комбинированной съемки, при которой объекты съемки, к примеру, актеры, располагаются на фоне кадров натуры, проецируемых на рирэкран; применялась в случаях, когда не было возможности отснять сцену на натуре, а также для создания особой атмосферы
 
 


 

Рендеринг

[Rendering]
- процесс формирования изображения по созданной ранее компьютерной модели; при этом просчитываются различные параметры и показатели изображения, к примеру, свет, тень, отражения, блики и т.д.
 
 

 
 

Риггинг

[Animation setup]
- процесс установления иерархической зависимости между элементами скелета объекта, к примеру, между частями тела персонажа; необходим для достоверной передачи движения объекта
 


 

Ротомация

[Rotomation]
- процесс замены реального актера в отснятом кадре анимированным персонажем


 

Ротоскопинг

[Rotoscoping]
- процесс в композитинге, заключающийся в покадровой обрисовке и вырезании того или иного объекта для его отделения от фона и получения маски


 

Ротоскопер

[Rotoscoper]
- специалист, занимающийся вырезанием объектов в кадре для их удаления или совмещения с другими объектами и т.д.


 

Сетап

[Animation setup]
- процесс настройки 3D-объекта, к примеру, персонажа; включает риггинг, скиннинг, настройку движений, динамики волос и т.д.


 

Сетапщик

[Setupper]
- специалист, занимающийся настройкой 3D-объекта


 

Симулькам

[Simulcam]
- технология, позволяющая накладывать CGI на изображение актера в режиме реального времени
 
Технология была разработана для картины Джеймса Кэмерона «Аватар»

Симулькам. Использование симулькама на съемочной площадке фильма Аватар


 

Скиннинг

[Skinning]
- процесс установления зависимости между скелетом объекта и его моделью


 

Спецэффекты/Специальные эффекты

[Special effects/SP-EFX/SPFX/SFX/FX]
- различные технологические приемы в кино, применяемые для создания сцен, действий и образов которые или не существуют в действительности, или в силу разных причин не могут быть отсняты; также применяются для корректировки уже отснятого материала; принято выделять визуальные эффекты (комбинированная съемка, оптические эффекты, монтажные, а также компьютерные) и механические (или физические) (пиротехника, макеты, трюковые постановки, грим и т.д.)


 

Стереограф

[Stereo supervisor]
- специалист, занимающийся настройкой камер и отвечающий за качество изображения при съемках 3D


 

Текстурирование

[Texturing]
- процесс придания тех или иных свойств модели объекта, к примеру, определенного цвета, параметров блеска, отражения, различных качеств поверхности, рельефа и т.д.


 

Текстуровщик/Художник по текстурам

[Texture artist]
- специалист, занимающийся созданием текстур


 

Трехмерная графика/3D-графика

[3D computer graphics]
- одна из разновидностей компьютерной графики, позволяющая создавать пространственное объемное изображение


 

Трехмерный кинематограф/Стереокинематограф

[3D film]
- вид съемки, создающий иллюзию глубины пространства, возникающей благодаря бинокулярному устройству зрения человека; предполагает одновременную съемку двумя камерами или двумя объективами
 


 

Трюкмашина/Аппарат трюковой печати/Аппарат комбинированной печати

[Optical printer]
- разновидность кинокопировальных аппаратов, позволявшая печатать изображение с разных негативов на одной пленке


 

Трекинг

[Tracking]
- технология и процесс определения позиции и ориентации объекта, а также траектории его движения в пространстве


 

Ускоренная съемка/Рапид

[Overcranking/Slow motion/Slo-mo/High-speed photography]
- эффект замедленного движения, достигаемый съемкой с кадровой частотой выше 24 кадров в секунду
 


 

Фронтпроекция

[Front-projection]
- технология комбинированной съемки, позволяющая совмещать в кадре объект с ранее отснятым фоном
 


 

Хромакей/Хромак

[Chroma key/Chroma keying/Chroma key compositing]
- технология наложения и совмещения нескольких изображений, при которой снимаемый объект располагается на однотонном фоне, заменяемым на пост-продакшне изображением; также под хромакеем часто имеют ввиду и сам цветной фон
 
Как правило, хромакей бывает или зеленый (green screen), или синий (blue screen). Это связано с тем, что таких цветов не бывает в оттенках кожи человека. При этом преимущества зеленого фона перед синим в том, что его проще осветить, он дешевле в производстве, а при съемке на натуре он не совпадает с цветом неба
 
Одним из первых фильмов, в котором был использован хромакей, является «Багдадский вор» 1940 года. Постановщик спецэффектов фильма Лоуренс Батлер был удостоен за свою разработку премии «Оскар».


 

Циклорама

[Cyclorama/Cyc]
- фоновая конструкция, не имеющая резкой границы между горизонтальной плоскостью и вертикальной, что создает ощущение перспективы; однотонная циклорама используется как хромакей

Циклорама. Снятый на фоне циклорамы кадр из фильма «Запретная планета» (1959)
Циклорама. Снятый на фоне циклорамы кадр из фильма «Запретная планета» (1959)


 

Эффект Шюфтана/Процесс Шюфтана/Зеркальный метод

[Schüfftan process]
- метод комбинированной съемки, заключающийся в органичном совмещении объектов съемки с визуально измененными при помощи системы зеркал макетами
 
Эффект был открыт немецким оператором Эженом Шюфтаном, и впервые применен им в фильме Фрица Ланга «Метрополис»

Источник: http://tvkinoradio.ru
(с) Павел Орлов

Вверх
Отметок "нравится": 322
0
Ваша оценка: Нет

Помощь проекту