"Кошмар на улице Вязов": как Фредди Крюгер помог фильму "Хоббит"

Mak_Sim аватар

(с) Максим Бухтеев

От Фредди к Фродо

В чем сила Голливуда?

Перчатка Фредди КрюгераВ чём сила, брат? Сила не в деньгах, а в правде.
Каждый раз, когда речь заходит об убогости отечественного кино и тв, его защитники начинают рассказывать о голливудских деньгах и технологиях.
Но правда состоит не в них, а в мотивации тех людей, которые делают кино.

В одной системе люди получают  свои деньги независимо от результатов своего труда,  а в другом варианте  авторы, если облажаются, могут остаться буквально без штанов.
Конечно, кино и тв это, прежде всего -  бизнес,  и авторы  хотят заработать в обоих случаях, но зритель остаётся в выигрыше лишь тогда, когда он может финансово наказывать автора за халтуру.  

Проиллюстрировать эту нехитрую мысль я  бы хотел на примере фильма про Фредди Крюгера, который спас  от банкротства студию New Line Cinema, которая создала фильм "Хоббит".

One, two,
Freddy's coming for you…

Начало

Эту студию  основал  в 1967 году  Роберт Шей. Сначала она занималась лишь прокатом дешёвых фильмов, на которые истекли авторские права. Причём, принцип этого  проката  был в чём-то  похож на работу советской кинопередвижки – доставлять фильмы туда, куда крупные компании просто не могут добраться -   тюрьмы, армейские базы и колледжи.

Возможно, что толчком к развитию студии послужил успех  фильма «Зловещие мертвецы», прокатом которого занималась New Line Cinema.

Студия решила, что она и сама может сделать что-то подобное, несмотря на отсутствие традиций и опыта.    Ей удалось снять несколько фильмов, которые позволили ей хотя бы не потерять деньги.

Больших денег фирма не заработала, но получила уверенность в своих силах и понимание  того, что молодёжь хочет чего-то острого про секс и насилие.

Обычно подросткам мешают заниматься сексом родители, но если  такому молодёжному досугу помешает маньяк, расчленяющий любовников разными способами,  то про это можно снять фильм и жанр такого фильма называется слэшер (англ. slash — удар сплеча, рубить).
Кстати, фильмом который послужил  толчком к появлению жанра слэшер был «Психо» Альфреда Хичкока снятый ещё в 1960-м году.

В общем, тогда многие студии расчленяли тинэйджеров на экране, но особенного успеха в этом бизнесе добился Джон Карпентер. 
Огромные кассовые сборы  его «Хэллоуина» в 1978 году (почти $50 млн. при $325 тыс.) заставили
New Line Cinema позеленеть от зависти.

И вот к Роберту Шею пришёл некий Уэс Крейвен со сценарием «Кошмар на Улице Вязов». Крейвен знал чего хочет и боится молодёжь – до этого он был университетским профессором словесности  и   создателем сценариев для порнофильмов.

Уэс Крэйвен был мальчиком из консервативной баптистской семьи, в которой фильмы были под запретом. Наверно, именно поэтому Шону Каннингему, который позже поставил «Пятницу 13-е», удалось соблазнить Уэса и втянуть его в пучину греха – мир малобюджетного эротического кино.

Как и для всякого приличного мальчика, сбившегося с пути, всё это кончилось кокаином.

Сначала казалось, что дело пошло в гору – с порно Уэс переключился на ужастики,  но после пары малобюджетных фильмов  для него наступила чёрная полоса.

Крэйвен потерял работу и жену, а приобрёл кокаиновую зависимость.

Кое-как разобравшись с наркотической депрессией, Уэс начал работать над сценарием, который вернул бы его в профессию.

Этот сценарий  был «Кошмар на улице Вязов» и Крэйвен стал его предлагать разным студиям.
До того, как идеей заинтересовалась New Line Cinema, многие всерьёз предлагали сделать из него детский фильм.
В частности студия Дисней готова была купить его, если бы он был соответствующим образом переделан. 

А друг сценариста Шон Каннингем (режиссёр «Пятница 13-е») считал, что ночными кошмарам современных подростков никак не впечатлить. Мол, только хардкор – пилы, топоры и другой инструмент для обработки деревянных изделий типа Буратино.  

В общем, сценарий был явно сырой, но автор верил в идею и  он не ошибся.
В идею поверил и глава New Line Cinema - Роберт Шей.

Шей купил у Крэйвена права на Крюгера на тех же условиях,  на каких  Гэйл Энн Херд купила у Кэмерона права на Терминатора -
символическая сумма, но с правом ставить фильм.
Потом Роберт заложил свой дом и производство началось.

Теперь им обоим отступать было некуда.
Хлопушка Фредди Крюгера

Three, four,
better lock the door…

 Производство

Когда я изучал факты о «Кошмаре на улице Вязов», я был сильно удивлён хаосом, из которого родился этот фильм.
Особенно откровенно об этом говорят сами создатели серии в документальном фильме «Never Sleep Again.The Elm Street Legacy.2010»

Возможно, что всё это были ошибки начинающей структуры, которая ещё только осваивала культуру производства.
В любом случае, если  бы не высочайшая мотивация людей, участвующих в производстве, то фильм не получился бы.

Сценарий Крэйвена был проработан плохо. Он не давал ответов на многие вопросы, которые были принципиальны для производства. Эти ответы искали по мере  обнаружения проблем.

Обычно американские сценаристы стараются создать в подробностях  мир своего героя, прежде чем описывать события фильма. Очевидно Крэйвен, увлечённый самой идеей, этого не сделал. Отсюда возникла масса нестыковок, искажающих смысл фильма.

Самый яркий пример недоработок изначального сценария – появление второй части фильма.

Вторая часть фильма стала худшей частью серии по целому ряду причин.
Это и гомосексуальный подтекст, случайно просочившийся в фильм и неудачная постановка, но мне кажется, что  корни основных проблем этой части находятся в недоработках изначального сценария.

Расхождение в мотивах,  целях, методах  Крюгера и нелогичность многих событий – всё это  явилось следствием нарушения цельности исходной концепции.

О производстве фильма написано довольно много, поэтому я хотел бы обратить внимание лишь на специфические проблемы, которые редко