Фильм "Челюсти" - первый блокбастер

35 лет назад на экраны вышел фильм, ставший первым полноценным блокбастером в истории кинематографа. Более того, именно эта картина стала прародительницей самого понятия "широкий прокат", навсегда изменив рыночную стратегию продвижения кинопроектов. Все это очевидно сейчас, а тогда малоизвестный режиссер Стивен Спилберг искренне думал, что созданный им фильм окончательно похоронил его карьеру в Голливуде.

Собственно сам Спилберг оказался причастен к "Челюстям" совершенно случайно. Изначально продюсеры Ричард Занук и Дэвид Браун, который приобрели права на одноименную новеллу Питера Бенчли в 1973 году, предполагали доверить постановку картины создателю "Великолепной семерки" Джону Стержесу, а затем специалисту по вестернам Дику Ричардсу. И лишь после того, как предложенная последним трактовка произведения, в котором гигантская акула превратилась в кита, совершенно не понравилась продюсерам, они обратились к подающему надежды дебютанту Стивену Спилбергу, за плечами которого была лишь провалившаяся в прокате драма "Шугарлендский экспресс".

Спилберг взялся за дело весьма энергично, полностью изменив концепцию картины и забраковав три варианта сценария, подготовленных самим Бенчли. Роль начальника полиции Мартина Броуди режиссер предложил Роберту Дювалю, но актера, находившегося на пике карьеры после выхода "Крестного отца", не заинтересовал этот образ. По утверждению Спилберга, роль Броуди очень хотел получить Чарльтон Хестон, игравший в "Бен Гуре" и "Планете обезьян", однако режиссер посчитал, что голливудский титан с легкостью затмит на экране главную героиню - большую белую акулу и отвел его кандидатуру.

В итоге в актерской труппе оказались Рой Шайдер (Мартин Броуди), Роберт Шоу (Сэм Куинт) и Ричард Дрейфусс

(Мэтт Хупер). Примечательно, что последний сначала отклонил предложение Спилберга, но затем после провала фильма "The Apprenticeship of Duddy Kravitz" с его участием, быстро изменил свое мнение. В дальнейшем, он снялся у Спилберга в нескольких известных картинах.

Съемки "Челюстей" начались в мае 1974 года на одном из островов, принадлежащих штату Массачусетс. Чудовищную акулу должны были изображать три механические куклы по прозвищу Брюс, для управления которыми приходилось привлекать 14 операторов одновременно, так как только таким образом можно было сделать движения

макета реалистичными. Довольно быстро Спилберг вышел не только за рамки первоначального бюджета в четыре миллиона долларов, но и выбился из съемочного графика.

Постоянные задержки были вызваны, то нечаянной яхтой, заплывшей в район съемок, то отказом подводного оборудования, а то и вовсе аварией катера со всей съемочной группой на борту. Словом, вместо положенных 59 дней Спилберг смог уложиться лишь в 159. "Я искренне думал, что моя карьера в Голливуде закончилась, так как никто ранее не задерживал производство фильма на такой срок. До меня доходили слухи, что никто больше не доверит мне серьезную работу", - признавался режиссер.

На съемках последней сцены, когда акула взлетает на воздух Спилберг вообще не присутствовал, так как полагал, видимо, не без основания, что подчиненные скинут его с катера в море. В дальнейшем отсутствие режиссера на площадке в последний день съемок стало хорошей традицией, которой Спилберг никогда не изменял.

Руководство студии Universal ждало провала и заранее пыталось изыскать способы покрыть хотя бы расходы на производство картины. Именно поэтому впервые в истории кинематографа "Челюсти" было решено выпустить в так называемый "широкий прокат".

Здесь стоит отметить, что самого этого понятия ране не существовало в словаре специалистов по маркетингу. Фильмы печатались весьма ограниченным тиражом и выходили в крупнейших городах на нескольких экранах, и лишь в случае положительной реакции зрителей количество копий постепенно увеличивалось. С "Челюстями" все было иначе. 20 июня 1975 года фильм был выпущен в 464 кинотеатрах, а через пять дней количество экранов увеличили до 675. Это был абсолютный рекорд для своего времени.

Уже за первые дни картина полностью "отбила" затраты на производство, а концу проката ее мировые кассовые сборы превысили 470 миллионов долларов, то есть около 1,9 миллиарда долларов в ценах 2010 года. Улучшить это достижение смог лишь четвертый эпизод "Звездных войн", вышедший через два года.

В Голливуде наступила эра блокбастеров.

Автор: andrew

http://www.kinonews.ru/article_9334/

Вверх
Отметок "нравится": 324
0
Ваша оценка: Нет

Помощь проекту