Что такое сюжетный твист

Mak_Sim аватар

(c) Максим Бухтеев

Поворот в сюжете – один из  самых эффектных инструментов любого сценариста. 
Это, например, тот момент, когда герою предстоит сделать важный выбор.

Но есть тип поворота, который  не просто задаёт действию новое направление, а ставит всё с ног на голову. Он  переворачивает представление зрителя о том, что происходило до этого  на экране.

В современных фильмах и сериалах его применяют всё чаще.

Как правило, это происходит ближе к концу фильма, но не обязательно.
Образцовое исполнение такого приёма можно наблюдать в  фильмах   «Шестое чувство», «Бойцовский клуб», «Ключ от всех дверей», «Остров проклятых», «Другие».  

В России такой фокус называют «перевёртыш»,  а в Голливуде   - «twist».
 Их два типа:  plot twist —  обычный  перевертыш, а  twist ending – радикальный переворот в финале, который меняет весь смысл фильма.

Набор определённых приёмов, позволяющих автору донести что-то  до зрителя, называют тропами.

Есть такой набор и  специально для  перевёртышей. На основе вот этой статьи я составил  список, который может сильно помочь авторам в их творческом поиске. Внимание, в примерах фильмов есть спойлеры!

«Люк, я твой отец» - Ключевые персонажи внезапно оказываются членами одной семьи. (Примеры: «Звёздные войны», «Хранители», «Большая перемена»).

«Крот» - Положительный  персонаж  оказывается негодяем и предателем. (Примеры: «Бэтмен: Начало», «Код да Винчи», «Пила 2», «Утомлённые солнцем» )

«Обратный крот» - Выясняется, что тот, кого  считали  злодеем -   положительный персонаж.  (Примеры: «Звёздный путь: Первый контакт», «Гарри Поттер», «Десять негритят», «Клиника», «Один дома»)     

 «Томат в зеркале» - Персонаж внезапно выясняет, что он не тот, кем себя считал. Например, посмотрев в зеркало,  он  увидел там не  человека, а помидор.  (Примеры: «Шестое чувство», «Другие», «Обливион», «Бегущий по лезвию», «Остров проклятых», «Вспомнить всё», «Помни», «За бортом»)

«Томатный сюрприз» - Персонаж всё время знал, что он помидор, но для зрителя это будет сюрпризом.  (Примеры: «Берегите женщин», «Утомлённые солнцем», «Небесный тихоход», «Ключ от всех дверей», «Вспомнить всё», «Визит»)

«Это лишь сон» - Всё происходящее  на экране было лишь сном или видением. (Примеры: «Иван Васильевич меняет профессию», «Игры разума», «Клик: с пультом по жизни»)

«Воображаемый друг» - Персонаж в фильме был  фантазией, призраком или вообще никогда не существовал. (Примеры: «Шестое чувство», «Бойцовский клуб»,  «Дети шпионов», «Тайное окно»)

«Отличная работа, герой!» -  Выясняется, что катастрофа была вызвана кем-то, кто желал её предотвратить. (Примеры: «Обливион», «Планета обезьян», «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега», «Терминатор 2: Судный день»)

«Фальшивый мертвец» - Тот, кого все считали мёртвым, никогда не умирал. (Примеры: «Вий», «Десять негритят», «Миссия невыполнима», «Иллюзионист», «Дьяволицы»)

«Двойной агент» - Шпион  на самом деле всё время  шпионил против своих. (Примеры: «К северу через северо-запад», «Бешеные псы»,  «Отступники», «Солт»)

«Пещера Платона» - Весь мир вокруг – иллюзия и обман.  Лишь немногие, как и предполагал философ Платон, могут видеть истинную суть вещей. (Примеры:  «Шоу Трумана», «Матрица»)

«Это всё время было здесь» - Предмет или информация вся время находились под носом у персонажа, который их безуспешно разыскивал. (Примеры: «Самая обаятельная и привлекательная», «Гарри Поттер», «Звёздная пыль», «Пятый элемент»)

 «Вам нужен не я!»  - Персонаж не подозревал, что всё это время у него были какие-то способности или качества. (Примеры: «Волшебник страны Оз», «Гарри Поттер»)

«У каждого свои недостатки» -  Ожидаемое событие, которое должно привести к очевидным и однозначным  последствиям (например, раскрытие того, что персонаж притворяется женщиной ), может иметь непредсказуемое продолжение.   («В джазе только девушки», «Жестокая игра»)

«Пешка в чужой игре» - Персонажи понимают, что борясь с врагами, они лишь помогали им, будучи частью их коварного плана. (Примеры: «Одиннадцать друзей Оушена», «Иллюзия обмана»)

«Ещё не всё пропало» - Разновидность старинного  приёма  Deus ex Machina. Когда враги почти победили, помощь приходит с неожиданной стороны.   (Пример: «Властелин колец»)

 «Я сдаюсь, ублюдки!»  - Персонаж сдаётся врагам, но это лишь часть его хитрого плана.  (Примеры: «Тёмный рыцарь», «Семь», «Звёздные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая»)

 «Это не то, что я ждал» - Персонаж поощряется за какие-то действия. Но так как условия  заранее  чётко не оговаривались, награда   будет для всех сюрпризом.   («Старик Хоттабыч», «Люди в чёрном», «Ослеплённый желаниями», «Адвокат дьявола»)

«Будьте осторожны со своими желаниями» - Мечта персонажа исполняется таким неожиданным образом, что он долго принимает это за  совпадения, розыгрыш или шутку.     (Примеры: «Лжец, лжец», «Чего хотят женщины»)

«Ненадёжный рассказчик» - Тот, от чьего имени ведётся рассказ, долго скрывал от зрителей какой-то секрет. (Примеры: «Обычные подозреваемые», «Бойцовский клуб», «Остров проклятых»)

«Пнуть ли собаку?»  - Персонаж делает совершенно неожиданный выбор. Например, злодей решает не пинать беспомощную милую собачку, как он хотел сделать в течении всего фильма,  а берёт её к себе домой (или наоборот). (Примеры: «Красота по-американски», «Тёмный рыцарь», «12 стульев»

«Сказка ложь, да в ней намёк» - Явно вымышленная история, рассказанная в фильме, оказывается, с определённой точки зрения, правдой. Она  помогает зрителю на более высоком уровне  понять, что же на самом деле происходит с персонажами.  (Примеры: «Лего. Фильм», «Расёмон», «Мир Дикого запада», «Приключения барона Мюнхгаузена», «Запрещённый приём», «Мост в Терабитию», «Лабиринт Фавна»)

«Чужая история» - Персонажа, которого зрители считали главным, убивают в начале фильма (или он каким-то другим образом пропадает из сюжета). На самом деле у этой истории  совсем другой герой. (Пример: «Психо»,  «Экспансия», «Игра престолов», «Мальчишник в Вегасе», «Звёздные войны: Пробуждение силы», "Дюнкерк")    

«Фальшивый приз» - Достигнув цели, персонаж понимает, что цель была ложной  или не представляет для него ценности. (Примеры: «Челюсти», «Формула любви»,  «Безумный Макс: Дорога ярости» )

 

Вверх
Отметок "нравится": 1022
Голосов пока нет