Антагонист как темный двойник героя

(c) Кэролин Кауфман,
доктор психологических наук, консультант студий Constantin Film и Miramax

Больше всего на свете мы боимся и избегаем того, что Карл Юнг называл «Тенью» — нашу полную противоположность. У вымышленных персонажей, если они придуманы талантливо, такую темную сторону личности олицетворяет антагонист. О том, как использовать слабости положительного героя для создания отрицательного, — в статье доктора психологических наук Кэролин Кауфман.

 

 

 

 

 

Если вам когда-нибудь доводилось выступать перед большой аудиторией, вам знаком страх опозориться на глазах у всех. Хуже всего, когда вам начинает казаться, что повышенное внимание раскрывает в вас какие-то новые черты, которые заслоняют все ваши положительные качества. В такие минуты вы, например, становитесь раздражительными, говорите едкие фразы, прежде вам не свойственные, или можете публично кого-нибудь оскорбить.

Стресс заставляет нас изменять себе. Ведь гораздо проще не изменять своим принципам, когда все идет хорошо, но в разы сложнее — когда на нас «направлены софиты». Это лишь один из тысячи примеров психиатрической практики, ведь подобное может случаться с нами в самых разных ситуациях.

Карл Юнг называл ту нашу сторону, которую мы демонстрируем окружающим и которой гордимся, — «фасадом личности» или «персоной». А обратная сторона нашей личности — Тень — состоит из качеств и ценностей, которые мы пытаемся спрятать иногда даже от самих себя.

Более того, Тень — хранилище тайных и скрытых мыслей человека, благодаря которым развивается его творчество.

Многие писатели никогда не публикуют свои произведения по той причине, что не хотят демонстрировать миру свою темную сторону. В большинстве случаев им кажется, что они не умеют писать, а на самом деле — они не умеют рассказывать о своей Тени. Вместо того чтобы принять ее, они обращают внимание на то, что думают о них окружающие. А вот хорошие писатели — плюют на чувства других, и смело демонстрируют себя со всех сторон. Они пишут так, будто им нечего скрывать.

В любой истории, как и в жизни, показатель качества антагониста — в его способности вытащить героя «на свет», где он может продемонстрировать свой характер, и где может проявиться его Тень.

Ровно как и у писателей, у хороших персонажей всегда есть Тени. Если вы «поделитесь» своей Тенью с будущим героем, это поможет создать более правдоподобного персонажа. Если бы, к примеру, Стивен Кинг прятал свою Тень, он никогда бы не написал «Сияние». Другие бы тоже не преуспели, и мы бы не могли читать и восхищаться «Инферно», «Американским психопатом», «Изгоняющим дьявола», «Франкенштейном» и «Дракулой».

Но важно помнить, что Тень героя — это антагонист. В любой истории, как и в жизни, показатель качества антагониста — в его способности вытащить героя «на свет», где он может продемонстрировать свой характер, и где может проявиться его Тень.

Определение своей Тени

Поскольку признание Тени для многих из нас равноценно признанию вины, мы заталкиваем ее в наше подсознание. Единственный способ найти ее — представить вещи, которые вызывают в нас смущение, отвращение или страх. Если вам, например, противна одна только мысль о жестокости — Юнг бы сказал, что жестокость — ваша Тень.

Значит ли это, что вы жестокий человек? Нет, но это значит, что вам будет трудно признать, что вы способны совершить жестокий поступок. Многим нравятся истории об убийцах и насильниках, поскольку они дают возможность подсознательно «накормить» Тень, не признавая ее существования.

Поиск Тени вашего героя

Итак, как же наделить героя Тенью и как создать для него антагониста? Вот важное упражнение:

Как это делать: Заполняйте пробелы так быстро, как только можете, не задумываясь. Ваше подсознание должно само сработать за вас, и оно сделает это правильно, если его не будут направлять. Вы можете писать сколько угодно примеров, поскольку тут нет «правильно» и «не правильно». Но, вероятно, вам придет в голову, что их должно быть не меньше пяти.

Часть 1. Перечислите черты характера и ценности, которыми наделен ваш герой. Пример: Он храбрый? Будет ли он говорить то, что у него на уме, даже если это чревато неприятностями? Будет ли он защищать тех, кто не может постоять за себя сам?

Разница между героем и антагонистом очень небольшая, но важная — в выборе. Герой выбирает не становиться своей Тенью, вместо этого он принимает ее и живет с ней.

Часть 2. Перечислите черты характера и ценности, которыми наделен ваш антагонист. Прмер: Мстительный, нечестный, жадный до власти.

Часть 3. Рядом с чертами характера и ценностями вашего героя напишите прямо противоположные по значению определения. Это и будет Тенью вашего героя.

Пример:

Предположим, вы выбрали, что ваш герой обаятельный, умный, самоуверенный и обладает хорошим чувством юмора.

Теперь разберем это:

Качество — обаятельный: в зависимости от того, что вы вкладываете в это понятие, противоположным будет, например, грубость, настойчивость и так далее.

Качество — самоуверенный: противоположными могут быть нарциссизм, страх, стыд.

Ценность — честный: на этот раз попробуем разобраться с ценностями героя. Противоположными могут быть предательство или нечестность

Часть 4. Добавьте поведение

Сопоставьте качества и ценности вашего героя с их противоположностями и на этой основе составьте список действий, которые будут сочетать два этих качества.

Пример:

Часть 5. Сравните Тень вашего героя с характеристикой антагониста

Посмотрите на те качества, которые вы выписали для антагониста, и найдите общее с Тенью героя. Желательно, чтобы темная сторона героя была персонифицирована в антагонисте. Если общих черт у них не так много, самое время задуматься, как их объединить. Вам стоит подумать, как антагонист будет манипулировать темной стороной героя.

Помните, что самая большая опасность для героя — когда под давлением антагониста, он начинает прибегать к своей Тени. Даже если это происходит спонтанно. Если черты антагониста настолько раздражают вашего героя, если он их не переносит, он сделает все, что в его силах, чтобы победить противника, даже если для этого ему придется самому стать врагом. Таким образом, антагонист станет антагонистом лишь в том случае, если его ценности и черты будут раздражать, мешать герою.

Тонкая линия между героем и антагонистом

В большинстве случаев — враг — это падший герой, тот, кто был бы героем, если бы смог справиться с силами зла. Разница между героем и антагонистом очень небольшая, но важная — в выборе. Герой выбирает не становиться своей Тенью, вместо этого он принимает ее и живет с ней.

Поскольку признание Тени для многих из нас равноценно признанию вины, мы заталкиваем ее в наше подсознание.

Так и в жизни: чем больше мы ненавидим кого-то или что-то, тем больше вероятность, что мы сами в это превратимся. Представьте себе жуткую иронию жизни: нужно убить кого-то, чтобы предотвратить убийство, как те фанатики, которые убивают врачей, чтобы предотвратить аборты (и сами превращаются в убийц). Или Роберт Оппенхаймер, «отец атомной бомбы», когда увидел последствия Хиросимы и Нагасаки, стал ярым противником дальнейших исследований атома (путь от «убийцы» — к «герою»).

Примеры из фильмов:

Звездные войны

В звездной саге и Анакин (эпизоды 1-3), и Люк Скйвокер (эпизоды 4-6) попадают под влияние темных сил. Анакин принимает темную сторону и даже пытается склонить к этому Люка. Но Скайвокер не только отказывается, но и начинает бороться с темной стороной.

Властелин колец

В этой трилогии каждый, кто попадает под влияние кольца — становится перед выбором темной или светлой стороны. Горлум переходит на темную сторону, а Фродо, после долгих мучений, — выбирает светлую и уничтожает кольцо.

Матрица

В этой трилогии Нео должен превратиться в своего врага — агента Смита — чтобы противостоять злу и победить антагониста.

Семь

В фильме «Семь» полицейский не только становится перед выбором, но и выбирает сторону тьмы, убивая своего противника.

Престиж

В картине «Престиж» главному герою предстоит убить своего врага, чтобы отомстить за смерть жены. Он наступает при этом на собственные моральные принципы.

 

Герои проигрывают, когда антагонисты настаивают

Чтобы ваш герой перешел с белой стороны на «серую» (между белой и черной) — антагонист обязан его к этому подтолкнуть. Если, к примеру, женитьба является ключевой ценностью вашего героя, антагонист должен предпринять удачную попытку разрушить отношения героя с героиней.

В таком случае, очевидным поступком героя будет месть, причем не только антагонисту, но и самому себе. Чем более запутанными и непрочными становятся отношения в паре, тем злее будет герой, и тем больше будет вероятность, что он разойдется со своей второй половиной. И если герой не признает, что готов на ужасные поступки ради сохранения брака, он сам может превратиться в антагониста.

Эта таблица поможет вам «подтолкнуть» героя к Тени:

http://www.cinemotionlab.com/think/76

 

Вверх
Никто ещё не голосовал
0
Ваша оценка: Нет

Помощь проекту