On-air promotion (эфирное промо) - личный опыт

(с) Игорь Абель Маликов

Рассказывать буду только на своих личных примерах, чтобы не получился сферический конь в вакууме. И свой рассказ буду немного разбавлять обобщениями.

Сначала расскажу про кино-трейлер, потом немного о тв-промо, если захотите; хотя по-сути, разница не значительна. Современное тв-промо, конечно, совсем не киношное, но мне повезло, и там, где я работал, я мог создавать более или менее "трейлерные" ролики.

"Сказка. Есть" - так называется картина, к которой я и мой коллега Влад Гайсинский сделали трейлер. Увидеть его можно хотя бы тут:
https://vimeo.com/47592383

Фильм вышел откровенно не удачным, хотя сами истории, в сценарном плане, не столь ужасны, как это пытаются представить. Ну да ладно, про кухню.

Первым делом вы, конечно, смотрите фильм, отмечая его сильные и слабые стороны. В случае со "Сказкой", по происшествию уже 10 минут было ясно, что задача будет не из лёгких - фильм очень.. специфический. И первое решение после просмотра - пойти спать. Так что, если вы попадёте в промо-отдел канала, всегда старайтесь иметь люфт для раздумий. Такие варианты, как "утром фильм - вечером ролик", встречаются в промо-отделах, но это не правильно. Всегда старайтесь получить хотя бы ночь на раздумья. Например, посмотреть фильм вечером, а потом с утра его начать делать. На ТВ3 вот давался день на отсмотр, написание сценария, подбор музыки, и только на следующий день назначался монтаж. Конечно, программу "В гостях у Васи" можно сделать сходу, но художественные фильмы требуют времени. Хотя ситуация, когда нужно сходу придумывать и делать, для промо департаментов, также не исключение.

Итак, фильм отсмотрен. Что дальше. Дальше самое главное - я собираю костяк ролика. Это как диссертация или диплом. Если написали оглавление - пол работы позади. Здесь то же самое. Костяк - это скелет любого ролика. Не важно, промо это фильма или тв –промо - у меня он состоит всегда из трёх вещей

1. Образ (или идея)
2 Сценарный план
3 музыкальная партитура.

Если технически сам монтаж ролика занимает от 2 часов до 4, то сборка костяка может растянутся на полдня или даже день. В случае дедлайна, при грамотном костяке, ролик можно закидать за полчаса. И смотреться он будет шикарно. Были у меня такие примеры. А вот если костяк тухлый, то всё - пиши пропало.

"Сказку" мы собрала начисто где-то два дня по 8 часов, не спеша и потягивая кофе. В случае дедлайна, мы бы собрали её за два часа. А костяк мы собирали две ночи без перерыва - 16 часов. И если бы нам дали всего 17 часов, то первые 16 мы бы также собирали костяк, а час всё остальное.
Итак, что это такое - костяк, (или скелет), и из чего он состоит (у меня). Вы можете придумать свою методу, я же собираю так.

1. Образ или идея.

Образ - это настроение ролика. Его суть. То, что можно выразить одним словом. Если у вас передача "Кусто в пасти акулы", то я бы делал ролик про страх. Эмоция должна быть одна - ааааа! Вот и вся идея. На ум приходит образ фильма "Пила" или "Челюсти". Кажется, что это очевидно, но на самом деле, об этом часто забывают, и делают промо про то, что тигровая акула лучше, чем полосатая. Это ошибка. Страх куда заманчивее. Ролик про страх зацепит всех. Поэтому "Челюсти" смотрят все, а науч-поп про тигровых акул, только любители акул и природы.

В качестве отступления - вот ролик про нобелевских лауреатов по биологии, что я делал совсем недавно. Тема хорошая, но на любителя, более того, вся программа строится на синхронах - в прямом смысле, только говорящие головы, несколько фото и совсем чуть-чуть видео. Всё это видео и вошло в ролик - больше не осталось smile:)
Делаю следующее - триллер про доселе не известную форму жизни, которая всех может убить. Результат тут

http://www.youtube.com/watch?v=qrDaVh6B0OI&list=PLA8BEBBB12615E1B6&index=1

Но вернёмся к трейлеру. В "Cказке" мы решили делать "феерию" - такое было наше условное настроение. Обычно я сразу называю себе пример фильма, точнее трейлера, который должен по духу соответствовать нашему будущему ролику. В нашем случае, мы решили сделать что-то вроде "Лавки чудес" с Натали Портман. (в оригинале "Удивительный магазинчик Мистера Магориума" - Mr. Magorium’s Wonder Emporium.)

Значит, меньше клоунады, никакого треша из 3 части фильма, максимально много кадров из той части фильма, где действие происходит в привычном мире, а не сказочном, юмор, радость, семейное кино. Сказать то легко, но кадров таких для динамичного ролика, в фильме нашлось раз два и всё. Мало. Ладно. Главное, есть ориентир и контур будущей работы стал вырисовываться.

2 Сценарный план. Это драматургия. Самое главное, что есть у нас на вооружении. Каждый ролик - это история. Там есть также вступление, завязка, развитие и финал. Только, в отличие от фильма, финал в трейлере - это вопрос. Максимальная точка напряжения. Как в новом трейлер "Человек из Стали", звучит вопрос "А вы как думаете - могу ли я открыться людям?". Казалось бы, это фильм о супермене. А вопрос интересный - и вправду, стоит ли? Это цепляет.

Но то супермен, а у нас - "сказка". Чем цеплять? Мы решили, что не будет открывать зрителю историю про то, что в фильме 3 разных новеллы - у нас в трейлере будет одна. И суть трейлерной истории в том, что три разных героя живут себе живут, никого не трогают, а потом внезапно попадают в другой мир. Сказочный мир. Вопрос, который ставят себе герои - "где я?". Это замануха для зрителей. И правда, где?

Начинаем складывать начало - и, о радость, первый раз нам везёт - в зачине первой новеллы есть неплохо снята сцена в супермаркете, где девочка просит у мамы игрушку. Мама, которую играет Елизавета Боярская, находится в положении, и ей не до дочки. Девочка уходит от мамы, ругаясь - "не хочу сестрёнку". Эта сцена хороша тем, что закладывает изначальную драматургию характеров. Если бы мы сразу начали фильм про то, что девочка оказалась в непонятном месте, то эффект был бы слабее. Здесь вроде как намечается взрослая интрига, и то, что девочка переносится в непонятное далёко кажется второй линией, а не основной темой, как на самом деле.

Итак, мы схематично собрали три завязки - девочка попадает в неясно куда, мальчик встречает Пореченкова в виде медведя, и третья история была про учительницу в кепочке, попавшую в стрёмную школу. Однако три завязки отягощали начало, и мы историю молодой учительницей передвинули в середину ролика. Начало есть.

Теперь нам нужны ключи - главные цепляющие моменты. Это может быть или драматургический твист, или яркая цепляющая сцена в фильме, или сцена с накалом эмоций и страстей. У нас нет ничего такого - у нас семейная комедия. Семью мы уже показали, теперь нужно показывать комедию - ищем шутки. За весь фильм нашли две такие - шутка, когда дети поют "Мы плывём на льдине" - и правда, это довольно комичная сцена в фильме, и сцена с плеером, музыку которого который затыкает медведь. (Да, плейр - это герой фильма. Не удивляйтесь)Две шутки - это мало. Более того, путём монтажного стыка соединяем её в одну. Выходит цельный гэг, который вполне живо смотрится.

Итак, есть начало, есть интрига, две шутки в середине. В конце "даём триллер", объясняющий заодно, причину появления шуток - "Мы ко всем найдёт подход - вы что, ещё не поняли, куда вы попали- а куда я попала?". Куда попали герои, и что их там ждёт - не ясно. Вроде в сказку, а вроде и в дурдом.. Интрига, однако. На этом сценарий ролика закончен. Придумываем слоганы для титров, чем окончательно запутываем все истории - "каждый ребёнок верит в сказку - но что, если сказка станет реальностью? - Сказка есть - ура-ура-ура". В лакунах между этими ключевыми ударными эпизодами у нас пока дыры, но их заполнить дело техники. Намечаем титры главных актёров, и двигаемся дальше.

3. Музыка. Вообще, это одно из самых важный вещей в промо. Музыка делает если не 80, то 60 процентов ролика точно. Поэтому подбор музыки, то, насколько точным он будет - от этого зависит успех всего ролика. Плохой ролик можно вытащить за уши музыкой и шумами, но самый прекрасный монтаж и отличные геги можно сразу погубить неудачно выбранной музыкой.

Кроме того, все ваши монтажные решения, взгляды персонажей, взрывы и стрельба, падения и драматические акценты - всё имеет своё отражение в музыке. Монтаж идёт только под музыку. Поэтому, музыку нужно отобрать, потом порезать, потом соединить - и только потом приступать к монтажу. Тут музыка у меня идёт третьим пунктом, но вообще, 2 и 3 пункт едины. Как только вы выбрали идею, под неё вы выбираете музыку. Потом вы смотрите, как музыка ложится под предварительный монтаж.

Сколько раз бывало, когда очень "вкусно" звучащий трек, оказывался совершенно невыразительным, когда шёл в монтаж.

Каналы обычно используют готовые музыкальные ауди-треки. Есть целый компании, которые пишут музыку для трейлеров. Именно их продукцию и покупают каналы. Эта музыка звучит и в промо, и в репортажах, в программах и в новостных сюжетах.
В общем, промо-продюсеры или режиссёры промо сами подбирают музыку из этих библиотек. Чем лучше вы знаете ту или иную музыкальную библиотеку, тем проще вам будет жить smile:)

Если вы попали попали в промо-отдел, где музыку вам подбирает кто-то другой, или вы монтируете на глаз, а потом звукореж что-то там ставит у себя в студии, лучще бегите из этого места. Во всех приличных промо-отделах, если вы монтируете сами, то за вас могут писать текст, вам могут давать условия по метражу или указывать синхроны, которые нужно использовать - но музыку вы должны выбирать сами. Всегда.

Надо сказать, это одно из тех умений, которым нельзя научить в институте или на курсах - либо вы это чувствуете либо нет. И хорошо, если вы хотя бы в общих чертах знаете муз-грамоту, и сможете порезать трек грамотно, или соединить два разных трека так, что бы это не не било по ушам. Часто, промовики не утруждают себя предварительным сведением, и кидают треки на глаз, с надеждой, что звукорежиссер сам подгонит всё, как надо. Да, он подгонит, но для подгонки ему придётся двигать трек по таймлинии, в все ваши шедевральные монтажные решения под музыку уйдут в небытиё. А ролик, где половина действия происходит невпопад музыке, убивает всё ваше виртуозное мастерство на прочь. Так что не ленитесь - режте треки по сильной доле и по музыкальному квадрату. Трейлерная музыка именно так и пишется - что бы её можно было легко порезать на восемь неровных половин.

Я не очень представляю, как можно например, тут сделать монтаж без музыки или на предварительную музыку
http://www.youtube.com/watch?v=A5-0qtaZZGg&list=PLA8BEBBB12615E1B6

Если заметили, то в финальной нарезке есть кадр, когда солнце бъёт под музыку из-за спины парашютиста - так вот, эти лучи нарисованы уже на стадии цветокоррекции. И рисовались они под музыку.

Кроме того, не забывайте, что если в фильме у вас играет, предположим Пинк, то вы может смело вставлять любой кусок этой песни и в ролик. Создатели фильма выкупает права на музыку, а канал, покупающий фильм, соответственно, также покапает права и на весь саундрек. Даже если в фильме звучит пять секунд припева, это не имеет значения - можете ставить хоть всю песню под ролик. Конечно, имеется в виду, что вы можете ставить музыку только в промо того фильма, где она звучит, а не где-то ещё.

Вот пример - в ролике звучит Моторхеад, потому что в фильме звучит тот же трек.
http://www.youtube.com/watch?v=Ho4virCV7bM&list=PLA8BEBBB12615E1B6

В случае со сказкой, мы использовали пять треков - с начала до 11 секунды первый трек, музыка на падении бегемота - он же, но из другого места, на мальчике 8 секунд второй трек, на медведе вступает основной гитарный трек - 3, хип-хоп на школе 4 трек, пятый - с отбивками под титры плюс он же в самом финале, но опять порезанный. Вот такая вот музыкальная партитура.

Вот всё это и есть скелет. Конечно, на тв он проще - там редко бывает больше двух треков (хотя и на тв3 мы умудрялись закинуть до 5 треков в 45 секунд). Но зато, после того, как этот скелет готов, ролик уже есть - вам будет проще заполнять оставшиеся лакуны, так как уже сама музыка и драматургия ролика подсказывает, что и куда нужно ставить.

Итак, треки выкупались компанией ВВП Альяснс. Если кому интересны цены, то они такие - один трек из библиотеки X-ray Dog (именно они звучат в Сказке) можно выкупить на год или пожизненно. На год лицензия стоит порядке 30 т рублей, на всегда - около 60. Треки продаются целиком - то есть, даже если в ролике звучит 8 секунд музыки (как у нас), то трек всё равно выкупается полностью. Скажу сразу - это не много. В США треки написанные специально для фильма могут стоить 10 тысяч долларов и выше. У нас не специально для фильма, но всё же.

После того, как скелет готов, монтируется оставшиеся лакуны - это чисто технический вопрос. Потом фонограмма идёт звукорежиссёру, что уже делал сведение и подкладывал кучу шумов от себя; после этого делались титры в Автере, потом была их цветокоррекция в Саламандре, и наконец, ролик сдан. Монтаж костяка, как я уже писал - две ночи. Основной монтаж - ещё два дня. Доработки и правки по монтажу - неделя. От начала работы, до сдачи заказчику - от звукорежа, Саламандры и прочего - две с половиной недели. Вообще, это быстро.

Треки особо создавать то и не надо. Вся сложность только грамотно порезать трек - например,сократить вдвое, или приделать финальный удар. Это всё что требуется. Достигается тренировкой. В общем, это тот же монтаж, только по музыкальным фразам smile:) Полного муз образования тут не нужно. Главное - выделить сильные доли, и резать не по средине музыкальной фразы. Сложно это объяснить - я проищу, может найду, что-то, что бы хорошо иллюстрировало пример. Ничего сложного в этом нет, только чуток практики. smile:)

И конечно, монтаж никто не отменял. Более того, клиповый монтаж не подразумевает нарезку всего, что под руку попадётся - это очень сложная и ювелирная работа. И тут-то все косяки монтажа, если они есть, видны сразу. Чуть позже я напишу насколько слов именно про монтаж.

С библиотеками всё просто. Каждый альбом имеет код. Это номер диска и номер композиции. Например, XRCD57 08 означает, что это библиотека X-ray Dog 57 диск, 8 трек. И диск и трек имеют названия (в данном случае, диск называется Beast Break, а трек Cyanide (Drums And Bass) Но для муз справки я пишу именно код.

Код WOM301 16 означает библиотеку West One 301 диск, 16 трек.

Вообще, все диск имеют свой жанр. Например, диск Ренгеновских собак Beast Break - это музыка для триллеров или драм. Есть дики с латино, военной музыкой, отбивками ужасов, поп-роком, просто ударами, саунд-эффектаами, электроникой и так далее. Всего у собак 61 диск - можно потрать день и разобраться, в каком диске какой жанр. Есть ещё общее свойство библиотеки - собаки считаются "злыми", а west добрыми, Audiomashine помпезными? хотя на самом деле, везде можно найти что-то для своих нужд. Все остальные библиотеки имеют такой же принцип архивирования. Вбиваете код в инет, узанёте, как называется фирма, и далее, какое у них есть альбомы.
Для ознакомления - http://myzuka.ru/Artist/11066/X-Ray-Dog
На сайте есть все остальные бибилотеки.
Ещё есть сайт - пришлю чуть позже ссылку - по музыке из трейлеров. Можно вбить название трейлера и узнать, какие композиции там используются. Не сказать, что там очень много трейлеров, скорее мало, но иногда помогает найти нужный трек - вот прямо как в ролике "таком-то" smile:)

Я люблю собак ещё и потому, что они часто дают много версий одной и той же песни - например, с хором, без хора, без соло гитары, только бас, бас и ударные, только ударные. Из них можно идеально собрать тот трек, который нужен. Для примера, вон сколько вариаций композиции Reanimation
http://myzuka.ru/Album/368019/X-Ray-Dog-Xrcd60-Dog-Beds-Vol-2-Dogma-Cd2-2012

Если канал покапает всю библиотеку целиком (чаще всего именно так и делают), то тем самым он получает подписку на все диски. Например канал оформил подписку на WOM в 2012 сроком на 5 лет. На момент 2013 у west был 301 альбом, а потом, например, в 2014 вышло ещё пять. У канала их может не быть, но если есть подписка, она позволяет скачивать новые треки прямо с официального сайта и использовать их.

 

Вверх
Никто ещё не голосовал
0
Ваша оценка: Нет

Помощь проекту